Владимирский собор

бульвар Т. Шевченко, 20

Владимирский собор
Владимирский собор

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Когда над Днепром воздвигался монумент святому князю Владимиру – крестителю Руси, религиозные киевляне ворчали: Владимир сокрушил идолов, а теперь сам встанет в виде идолища. И вот столичный зодчий И. Штром разработал проект киевского собора св. Владимира в монументальных византийских формах, увенчанного 13 куполами. Однако собранные на храм пожертвования далеко не покрывали сметные расходы. Епархиальный архитектор П. Спарро для удешевления «обкорнал» проект, оставив лишь 7 куполов, но такой собор был бы слишком мал. Обратились за помощью к известному киевскому зодчему А. Беретти. Тот уверенно предложил увеличить в полтора раза линейный масштаб 7-купольного проекта. Его авторитету доверились, и в 1862 г. началось с троительство. Был сооружен главный объем, предстояло возведение куполов. И вдруг поперечные арки не выдержали тяжести верхнего яруса и треснули. Архитектор обвинил в этом подрядчиков и каменщиков. Тем не менее, трещины увеличивались, и в 1866 г. Беретти отстранили от работ. Долгое время зодчие искали выход из тупиковой ситуации. Только в 1875 г. в наш город прибыл из столицы профессор Р. Бернгард – специалист по прочности сооружений. Его расчеты легли в основу окончательного проекта храма. Стены собора укрепили кирпичными выступами-контрфорсами. Это не улучшило внешний вид здания, но решило проблемы конструкции. Казна отпустила необходимые средства. Ответственным строителем Бернгард рекомендовал своего ученика В. Николаева.

Узнайте цены на ремонт квартир в г. Самара на моем сайте.

АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА

В 1882 г. строительство было окончено. Но лишь в 1896-м, после завершения оформительских работ, кафедральный Владимирский собор торжественно освятили в присутствии царя Николая II.

Бог-Сын. В.Васнецов
Бог-Сын. В.Васнецов

УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

В. Николаев предложил несложный и быстрый в исполнении проект украшения собора. Однако с альтернативным мнением выступил видный знаток церковной старины Адриан Прахов, петербургский профессор, руководивший в Киеве реставрацией древних фресок Кирилловской церкви. Прахов использовал свои связи в столице, где развернул грандиозные перспективы превращения провинциального собора в художественную жемчужину. Профессор предлагал покрыть все внутренние стены и столпы храма росписями, для чего привлечь ведущих художников. Его кипучая деятельность увенчалась успехом: Прахов был назначен руководителем внутренней отделки. Для благополучного решения вопроса хитрый профессор откровенно занизил стоимость работ. В дальнейшем он правдами и неправдами «выбивал» новые ассигнования, из-за чего художественная отделка сильно затянулась. Но благодаря здоровому авантюризму Прахова свершилось почти невозможное. Блестящий талант В. Васнецова и М. Нестерова, гениальное мастерство М. Врубеля, легкая кисть В. Котарбинского и других известных всей Европе живописцев сделали Владимирский собор в Киеве местом паломничества для любителей прекрасного, символом нового религиозного искусства.

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Центральную композицию росписи храма «Богоматерь с Младенцем» создал выдающийся русский художник Виктор Васнецов. Другие крупные работы Васнецова – «Евхаристия», «Святители» и «Пророки» на стенах алтаря, «Христос-Пантократор» в главном куполе, «Бог-Отец», «БогСын» и «Святой Дух» на своде главного нефа, «Крещение Владимира», «Крещение киевлян» и «Страшный суд» возле входа. Всего он расписал до 3000 кв. м стен. На соборных столпах изображены святые подвижники и мученики Руси – Борис и Глеб, Нестор Летописец, Михаил Черниговский, Александр Невский и другие. Иконы написаны В. Васнецовым и М. Нестеровым. Нестеров был также автором композиций на хорах «Рождество Христово » и «Воскресение Господне». Росписи стен нижнего яруса на евангельские сюжеты принадлежат кисти художников Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского. Часть орнаментов выполнена по эскизам Михаила Врубеля. Участниками оформления собора были украинские живописцы В. Замирайло, С. Костенко, Н. Пимоненко. Многие композиции, впервые созданные здесь, потом повторялись в интерьерах других православных храмов по всей стране. Роспись собора оставляет яркое, праздничное, незабываемое впечатление.

Смотрите также

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДАЛЬНИХ ПЕЩЕР 18 19 20
На Дальних пещерах возвышается живописная барочная церковь Рождества Богородицы (1696): к центральному трехглавому объему примыкают четыре угловых пристройки с декоративными главками. Колокольня Дальн ...

БОЛЬНИЦА СКОРОЙ ПОМОЩИ
ул. Рейтарская, 22 Здание было возведено в 1912–1914 гг. для местного общества Скорой медицинской помощи. Общество существовало на членские взносы, городские субсидии и пожертвования благотворителей. ...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И КИНОИСКУССТВА УКРАИНЫ 10
280-16-22 Выходной - вторник Создан в 1923 г.; экспозиция в нынешнем оригинальном оформлении действует с 1977 г. Здесь можно увидеть так называемый « вертеп » - кукольный украинский театр XVIII в., а ...