Владимирский собор
Главная / Веб-гид / Кварталы профессоров и меценатов / Владимирский собор

бульвар Т. Шевченко, 20

Владимирский собор
Владимирский собор

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Когда над Днепром воздвигался монумент святому князю Владимиру – крестителю Руси, религиозные киевляне ворчали: Владимир сокрушил идолов, а теперь сам встанет в виде идолища. И вот столичный зодчий И. Штром разработал проект киевского собора св. Владимира в монументальных византийских формах, увенчанного 13 куполами. Однако собранные на храм пожертвования далеко не покрывали сметные расходы. Епархиальный архитектор П. Спарро для удешевления «обкорнал» проект, оставив лишь 7 куполов, но такой собор был бы слишком мал. Обратились за помощью к известному киевскому зодчему А. Беретти. Тот уверенно предложил увеличить в полтора раза линейный масштаб 7-купольного проекта. Его авторитету доверились, и в 1862 г. началось с троительство. Был сооружен главный объем, предстояло возведение куполов. И вдруг поперечные арки не выдержали тяжести верхнего яруса и треснули. Архитектор обвинил в этом подрядчиков и каменщиков. Тем не менее, трещины увеличивались, и в 1866 г. Беретти отстранили от работ. Долгое время зодчие искали выход из тупиковой ситуации. Только в 1875 г. в наш город прибыл из столицы профессор Р. Бернгард – специалист по прочности сооружений. Его расчеты легли в основу окончательного проекта храма. Стены собора укрепили кирпичными выступами-контрфорсами. Это не улучшило внешний вид здания, но решило проблемы конструкции. Казна отпустила необходимые средства. Ответственным строителем Бернгард рекомендовал своего ученика В. Николаева.

Узнайте цены на ремонт квартир в г. Самара на моем сайте.

АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА

В 1882 г. строительство было окончено. Но лишь в 1896-м, после завершения оформительских работ, кафедральный Владимирский собор торжественно освятили в присутствии царя Николая II.

Бог-Сын. В.Васнецов
Бог-Сын. В.Васнецов

УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

В. Николаев предложил несложный и быстрый в исполнении проект украшения собора. Однако с альтернативным мнением выступил видный знаток церковной старины Адриан Прахов, петербургский профессор, руководивший в Киеве реставрацией древних фресок Кирилловской церкви. Прахов использовал свои связи в столице, где развернул грандиозные перспективы превращения провинциального собора в художественную жемчужину. Профессор предлагал покрыть все внутренние стены и столпы храма росписями, для чего привлечь ведущих художников. Его кипучая деятельность увенчалась успехом: Прахов был назначен руководителем внутренней отделки. Для благополучного решения вопроса хитрый профессор откровенно занизил стоимость работ. В дальнейшем он правдами и неправдами «выбивал» новые ассигнования, из-за чего художественная отделка сильно затянулась. Но благодаря здоровому авантюризму Прахова свершилось почти невозможное. Блестящий талант В. Васнецова и М. Нестерова, гениальное мастерство М. Врубеля, легкая кисть В. Котарбинского и других известных всей Европе живописцев сделали Владимирский собор в Киеве местом паломничества для любителей прекрасного, символом нового религиозного искусства.

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Центральную композицию росписи храма «Богоматерь с Младенцем» создал выдающийся русский художник Виктор Васнецов. Другие крупные работы Васнецова – «Евхаристия», «Святители» и «Пророки» на стенах алтаря, «Христос-Пантократор» в главном куполе, «Бог-Отец», «БогСын» и «Святой Дух» на своде главного нефа, «Крещение Владимира», «Крещение киевлян» и «Страшный суд» возле входа. Всего он расписал до 3000 кв. м стен. На соборных столпах изображены святые подвижники и мученики Руси – Борис и Глеб, Нестор Летописец, Михаил Черниговский, Александр Невский и другие. Иконы написаны В. Васнецовым и М. Нестеровым. Нестеров был также автором композиций на хорах «Рождество Христово » и «Воскресение Господне». Росписи стен нижнего яруса на евангельские сюжеты принадлежат кисти художников Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского. Часть орнаментов выполнена по эскизам Михаила Врубеля. Участниками оформления собора были украинские живописцы В. Замирайло, С. Костенко, Н. Пимоненко. Многие композиции, впервые созданные здесь, потом повторялись в интерьерах других православных храмов по всей стране. Роспись собора оставляет яркое, праздничное, незабываемое впечатление.

Смотрите также

СТРОИТЕЛЬ ХРАМА
Поскольку Растрелли был неизменно занят постройками в столице, непосредственным руководителем работ по возведению Андреевской церкви стал опытный зодчий Иван Мичурин, прибывший из Москвы. Он успешно справился с задачей, несмотря на ряд трудностей. Много проблем возникло из-за подземных ключей в толще горы, которые грозили подмыть фундамент. Пришлось значительно углубить основание, и в результате храм оказался установленным на мощном цоколе в виде ...

МУЗЕЙ «КИЕВСКАЯ КРЕПОСТЬ»
ул. Госпитальная, 24-а 235-01-46 Метро Дворец спорта Выходной - понедельник Один из капониров Госпитальных укреплений из-за асимметричной планировки получил название «Косой». С 1863 г. царские власти использовали его как военно-политическую тюрьму для борцов против режима. Здесь же, в крепости, производились казни. Возле Косого капонира были расстреляны видные участники польского восстания 1863 г. М. Дружбацкий, А. Зелинский, П. Крыжановский, Р. ...

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru