Михайловский Златоверхий монастырь
Главная / Веб-гид / Святые обители и некрополи / Михайловский Златоверхий монастырь

Михайловская пл.

Экономические ворота Михайловского Златоверхого монастыря
Экономические ворота Михайловского Златоверхого монастыря

Трапезная церковь
Трапезная церковь

Уже в XI в. на этом месте существовал Димитриевский монастырь, учрежденный киевским князем Изяславом Ярославичем (христианское имя – Димитрий). В июле 1108 г. его сын Святополк (христианское имя – Михаил) начал возводить в отцовском монастыре каменный Михайловский храм. Купол его позолотили, и новый собор, а потом и весь монастырь, стал называться Михайловским Златоверхим. В последующие столетия собор не раз перестраивался. Одна реконструкция едва не погубила его: в 1710-х гг. к северу и к югу начали пристраивать высокие приделы, которые стали оседать и чуть не разорвали собор пополам. Храм еле спасли, для чего новые приделы пришлось подпереть наклонными конструкциями. К середине XVIII в., после многочисленных преобразований, собор стал семикупольным, все главы были позолочены. Интерьеры украсили живопись и мозаика. Южный придел освятили во имя св. Екатерины. Так, согласно преданию, Петр I выразил признательность супруге Екатерине за ее энергичные действия по спасению царя от турецкого плена при бесславном Прутском походе. Северный придел наименовали в честь св. Варвары, здесь были помещены мощи великомученицы. Трехъярусная колокольня высотой 49 м с золоченым верхом была возведена в 1716–1719 гг. Первые средства на колокольню еще задолго до ее строительства пожертвовал Иов Борецкий – бывший игумен монастыря, выдающийся православный просветитель. В комплекс вошла также трапезная церковь св. Иоанна Богослова (1713) к югу от собора. Южнее трапезной был выстроен обширный «странноприимный двор» для паломников и гостей обители (теперь корпуса учреждений по ул. Трехсвятительской, 4). Есть сведения, что именно на Михайловском подворье состоялось первое знакомство Григория Распутина с царской родней, открывшее ему путь в государевы дворцы. Вдоль северной границы монастыря тянется корпус Варваринских келий (архитектор Е. Ермаков, 1898–1899). Другие кельи, со стороны ул. Трехсвятительской (архитектор П. Спарро, 1854–1856), пристроены вплотную к колокольне.

СВЯТАЯ ВАРВАРА

Главной святыней Михайловской обители в прежние времена были признаны мощи великомученицы Варвары (ныне во Владимирском соборе). Святая Варвара, родившаяся в конце III века в семье богатого римского вельможи в ближневосточном городе Илиополе, просветилась христианским учением и открыто отреклась от язычества. Она не изменила христианской вере даже под жесточайшими пытками, которым ее подвергали наместник Илиополя и собственный отец, и была казнена. Память о ней чтит весь христианский мир. На знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» рядом с Богоматерью изображена св. Варвара.

ТРАГЕДИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

История Златоверхой обители охватывает девять столетий. Вместе с тем нынешнее поколение киевлян еще только привыкает к ее облику в городском ландшафте. Это объясняется варварством большевистского режима: в 1930-х гг. территорию монастыря отвели под строительство здания Совнаркома в проектируемом комплексе правительственного центра. Были снесены колокольня, ряд корпусов, часть ограды. В 1937 г. подрывники превратили Михайловский собор в груду камней. Местные историки, архитекторы, археологи скрепя сердце смирились с разрушением. Лишь профессор Николай Макаренко отказался подписать акт на снос собора – и погиб в новосибирской тюрьме. Теперь ему посвящен памятный знак на стене обители. Между тем предполагаемый корпус Совнаркома УССР на месте монастыря так и не построили. В течение 1997– 2000 гг. при поддержке Президента Украины и городских властей состоялось возрождение святыни (архитекторреставратор Ю . Лосицкий и др.). Сначала восстановили западный фрагмент каменной ограды монастыря с Экономическими воротами (некогда от них пролегала «улочка» к помещению монастырского эконома). Затем была воссоздана колокольня, на которой вместо прежних курантов установлены новые электронные часы со стрелками и набором колоколов. Каждые 15 минут с Михайловской площади по окрестным улицам разливаются мелодии известных украинских музыкальных произведений. В колокольне действуют музейная экспозиция и видовая площадка. На исходе XX в. был освящен вернувшийся из небытия собор. Его интерьер украсили деревянный иконостас в стиле барокко, копии прежних мозаик и фресок, сохранившихся в экспозициях разных музеев, а также новые работы украинских художников-монументалистов. На фасаде установлена копия скульптурного изображения архистратига Михаила (оригинал XVIII в. хранится в музее при колокольне). Упорядочена и благоустроена территория монастыря, сохранены материалы исследований археологов под руководством Г. Ивакина. В обители действует община УПЦ-КП.

Фрагмент композиции «Евхаристия». Мозаика XII в. Экспонируется в Софийском
Фрагмент композиции «Евхаристия». Мозаика XII в. Экспонируется в Софийском соборе

Мемориальная доска Н.Макаренко
Мемориальная доска Н.Макаренко

У центрального входа в монастырь
У центрального входа в монастырь

Гробница св.Варвары. Изображение XIX в.
Гробница св.Варвары. Изображение XIX в.

Смотрите также

Замковая гора
Со стороны Верхнего Вала над Подолом возвышается Замковая гора, на которой вплоть до XVII в. находился деревянный замок литовскопольских воевод. По имени последнего из воевод Адама Киселя гору еще наз ...

Мариинский парк
До 1870-х гг. на этом месте был плац для военных учений. Но императрица Мария Александровна выделила средства на обустройство здесь парка, названного Мариинским. На рубеже XIX–XX вв. в парке установил ...

ВЫСТАВКИ НА ЧЕРЕПАНОВОЙ ГОРЕ
В Киеве не раз организовывались выставки, на которых различные учреждения и фирмы демонстрировали свои достижения. Особенно эффектные выставочные городки появлялись в 1897 г. и 1913 г. Обе эти выставк ...