Киевские мосты

Николаевский киевский цепной мост. 1857. С рисунка А.Ланга
Николаевский киевский цепной мост. 1857. С рисунка А.Ланга

Московский мост
Московский мост

Мост метро
Мост метро

Пешеходный мост
Пешеходный мост

С давних пор жители города стремились преодолеть водные препятствия. Еще в XII в., при князе Владимире Мономахе, предпринималась попытка перекрыть Славутич наплавным мостом. С конца XVII в. понтонные мосты через Днепр наводились регулярно. В 1853 г. был открыт красивый Цепной мост (инженер Ч. Виньоль) – первая в Киеве стационарная переправа через Днепр. Пролеты моста удерживали металлические цепи, опиравшиеся на 5 кирпичных арок (разрушен польскими оккупантами в 1920 г.). Тогда же для связи переправы с городом были проложены Николаевский (ныне Днепровский) спуск и Набережное шоссе. В 1870 г. был закончен Железнодорожный мост (инженер А. Струве) длиной свыше километра – в то время самый длинный в Европе. Он уничтожен в годы второй мировой войны. Сейчас, когда городская черта включает обширную левобережную часть, в районе Киева существует целая система мостовых переходов через Днепр и его ответвления. При желании можно совершить водную экскурсию на пассажирском теплоходе, увидеть большинство этих мостов и проследить, как от Московского до Южного моста река вбирает в себя боковые рукава, и в конце концов ее могучее течение достигает километровой ширины. Московский мост (архитектор А. Добровольский, инженер Г. Фукс, 1976). Ключевое сооружение Северного мостового автодорожного перехода. Балка главного пролета удерживается пучками тросов – вантами, опирающимися на А-образный пилон высотой 115 м. Подольский железнодорожный мост (его строили из металлических ферм в период 1-й мировой войны, в 1929 и 1945 годах восстанавливали после разрушений). Замыкает кольцо железной дороги вокруг Киева. Мост над гаванью. Киевская гавань сооружена еще в 1897–1899 гг. (инженер Н. Максимович). Переброшенный через нее мост соединяет Подол с промышленной зоной Рыбальского полуострова. Первоначально действовало сооружение, продолжавшее трасу Верхнего и Нижнего Вала (инженер В. Кириенко, 1963); здесь впервые в мире пролет был перекрыт железобетонной балкой на вантах. Но теперь его, вследствие износа, разбирают, а в конце 2007 г. началась эксплуатация нового моста над гаванью, расположенного южнее.

Мост Патона
Мост Патона

Южный мост
Южный мост

Пешеходный мост (инженеры Л. Гомин, В. Кириенко, архитекторы А. Заваров, В. Суворов, 1957). Легкое изящное сооружение длиной 400 м позволяет киевлянам свободно посещать зону отдыха на Трухановом острове. Мост метро (инженеры Г. Фукс, Ю. Иносов, 1965). Автомобильная дорога и ярус метрополитена выразительной упругой линией очертили цепочку арок. В начале моста над платформой станции метро «Днепр» возвышаются статуи «XX век» и «Мир» (скульпторы Ф. Коцюбинский, Э. Кунцевич и др.). Русановский мост (1965). Продолжает трассу моста метро над Русановским протоком. На месте нынешнего железобетонного путепровода раньше находился красивый ажурный металлический мост (инженер Н. Белелюбский, 1906), уничтоженный Второй мировой войной. Венецианский мост (архитектор А. Ильяшенко, инженер В. Коваль, 1966). Переброшен через Венецианский проток, связывает центральную часть Гидропарка с пляжами Долобецкого острова. Мост Патона (инженеры Е. Патон, В. Кириенко, архитекторы В. Ладный, Б. Приймак, 1953). Самый знаменитый и самый длинный (1543 м) киевский мост. Первое в мире цельносварное сооружение такого масштаба. «Лебединая песня» выдающегося инженера Евгения Патона. 83-летний участник проекта скончался незадолго до окончания работ, но его имя увековечили в названии моста. Дарницкий железнодорожный мост (строители – инженеры И. Баренбойм, Н. Руденко и др., 1950). Сооружен на месте старинного моста, созданного А. Струве. Южный мост (архитектор А. Гаврилов, инженер Г. Фукс и др., 1990). Совмещенный переезд для автомобилей и метро. Ванты, удерживающие пролеты, опираются на двухколонную железобетонную конструкцию высотой 115 м. Строящиеся мосты. Ввиду неуклонного развития столицы существующие мостовые переходы уже недостаточны. Поэтому сейчас сооружаются еще два моста через Днепр. Подольский мостовой переход (строительство ведется с декабря 2003 г.) пропустит автомобильную трассу и линию метро через Подол, Рыбальский полуостров, Труханов остров, северные территории Левобережья. Дарницкий автомобильножелезнодорожный мост (начат в июле 2004 г.) размещен рядом с действующим железнодорожным мостом и должен отчасти разгрузить его, одновременно приняв на себя поток автотранспорта.

Смотрите также

Вокруг оперы
Сразу за Золотыми воротами, вне бывших Старокиевских укреплений, в середине XIX в. пролегли улицы, впоследствии отмеченные бурными проявлениями разносторонней культурной жизни. Здесь построили городск ...

Храм памяти жертв Чернобыля
На углу ул. Нагорной и Смородинского спуска завершается строительство церкви Святителя Николая Чудотворца, посвященной памяти жертв техногенной катастрофе в Чернобыле. Храм составляет часть задуманног ...

Транспорт
Удобное расположение города в центральной части страны дает возможность туритам использовать любой вид транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный. ...