Особенности творчества
В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957).
На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса. Разнородные составляющие манеры Алданова -- «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. -- часто вредили целостности романной формы. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини).
Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова...» (1934).
Смотрите также
ВВЕДЕНИЕ ГРИВНИ
Молодому Украинскому государству пришлось срочно налаживать денежное обращение. Взамен банкнот, выпущенных еще при СССР, сперва появились так называемые «купонокарбованцы» – простенькие купюры переход ...
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ УЛИЦ
Для того, чтобы заявить широкой публике о происходящих переменах, нет более простого и радикального сред ства, нежели массовое переименование улиц. Советская власть в этом смысле была особенно активно ...
Музей одной улицы
Андреевский спуск, 2-б 425–03–98 Метро Контрактовая площадь Выходной –
понедельник
Музей занимает нижний этаж одного из двух смежных домов в стиле модерн (архитектор К. Шиман, 1910–1915), принадлеж ...