МОЗАИКИ И ФРЕСКИ

Мозаика XI в. в Софии Киевской сохранилась не полностью. Но и то, что уцелело, является з аме чательным произ ведением искусства, которое стоит в одном ряду с мозаиками Равенны и Венеции. Исследователи насчитали здесь 177 цветовых оттенков. Безымянные византийские мастера складывали из небольших стекловидных кубиков – смальты – удивительные образы и композиции. Самая значительная мозаика – изображение Богородицы Оранты (Молящейся). Этот образ издавна называют «Нерушимой стеной». Существует поверье, что он хранит наш город. В главном куполе помещено поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя) в виде грозного судии. Другие сохранившиеся мозаики – «Благовещение», «Евхаристия», «Святители». В куполе Софии из четырех мозаичных изображений архангелов уцелело лишь одно, остальные в 1880-х гг. искусно дописал краской под мозаику Михаил Врубель. Древняя фресковая живопись также понесла немало утрат. Лишь частично сохранился уникальный групповой фресковый портрет семьи строителя храма – Ярослава Мудрого. На южной стене уцелела фреска с четырьмя фигурами. На ней помещены портреты сыновей Ярослава (по другой версии - Владимира). Бытовало, однако, мнение, будто мы видим здесь дочерей Ярослава. Такая версия представлялась заманчивой, очевидно, в силу того, что Ярославны стали заметными персонажами европейской истории: Елизавета была королевой Норвегии, Анна – королевой Франции, Анастасия – королевой Венгрии. Фресковые композиции сохранились и на внутренних стенах башен с лестницами, ведущими на хоры: они изображают посольство Руси у императора Византии, ипподром, музыкантов, охоту на медведя, потешную борьбу ряженых... Здесь так много светских сюжетов, потому что первоначально князь и его приближенные, поднимаясь на хоры храма, проходили к лестницам непосредственно через наружные двери. Таким образом, пространство внутри башен как бы не относилось к храму и не считалось священным.

Смотрите также

Верхний Вал и Нижний Вал
Верхний и Нижний Вал. Фото 1880-х гг. Редкий случай –- стороны одной улицы носят разные названия. Но еще в конце XVII в. примерно тут проходила линия двух земляных оборонительных валов, ограждавших ...

КИЕВСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ
Широко развивались идеи технического прогресса. Инженер-путеец с мировым именем Александр Бородин разрабатывал здесь новейшие модели паровозов. Он же в 1878 г. впервые в Киеве установил в железнодорож ...

ВВЕДЕНИЕ ГРИВНИ
Молодому Украинскому государству пришлось срочно налаживать денежное обращение. Взамен банкнот, выпущенных еще при СССР, сперва появились так называемые «купонокарбованцы» – простенькие купюры переход ...