Работа в Харькове

Летом в 1923 году Довженко поселяется в Харькове, тогдашней официальной столице Украины. Харьков находится в водовороте культурного возрождения и Довженко сразу оказывается в обществе украинских литературных романтиков и футуристов. Работает как художник-иллюстратор в редакции газеты «Вести ВУЦВК» и карикатурист под псевдонимом «Сашко», а также становится известным как иллюстратор книг, в частности «Голубых эшелонов» Петра Панча. В это время он тесно общается с влиятельным на то время и ориентированным на кино литературным объединением «Закалка», что было создано в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями «Закалки» были Василий Еллан-блакитний и Майк Йогансен. К составу также входили К. Гордиенко, И. Днепровский, И. Кириленко, О. Копиленко, В. Коряк, Г. Кочерга, И. Кулик, М. Майский, В. Полищук, И. Сенченко, В. Сосюра, М. Тарновский, П. Тычина, М. Волновой. После распада «Закалки» Довженко становится одним из основателей ВАПЛИТЕ. В своей статье «К проблеме изобразительного искусства» в теоретическом сборнике ВАПЛИТЕ за 1926 год Довженко дал решительный отпор попыткам Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), которая поддерживалась московским правительством, подчинить неоромантическое искусство Украины принципам социалистического реализма и набрасыванием на него «убогой художественной традиции передвижников». «Это первый случай в истории культуры, где стиль «постановляют на заседании», — насмехается Довженко. Зато он провозглашает независимый путь украинского искусства, которое всегда опиралось на историческую и народную традицию, и имела живой контакт с современным европейским искусством. АХРР Довженко противопоставляет Ассоциацию Революционных Мистцив Украины (АРМУ), которая была своеобразным соответствием ВАПЛИТЕ в художественном искусстве, за что и была уничтожена впоследствии органами НКВС. Впоследствии через ВАПЛИТЕ Довженко сближается из ВУФКУ. Но в Харькове единственное драматичное искусство — это театр, а Довженку оно неинтересное, потому что именно в это время он разрабатывает собственную концепцию кадра-скетча и кадру-плакату. Поэтому театр был отброшен как тот, который не отвечает ни темпераменту художника, ни его пониманию режиссуры. Он пробивается к кино. С 1925 года Довженко — стажер по агітфільму «Красная Армия» А.Строева. Начинает интересоваться режиссурой в киногруппе А.Кордюма при постановке картины «За лесом», о классовой борьбе на селе. Пишет сценарий для детей «Вася-реформатор». Юрий Яновский, который в то время работал в ВУФКУ в Одессе отбросил этот сценарий. Но за клоптанням московской комиссии его таки запускают в производство. Фавст Лопатинский, который осуществлял постановку, непредсказуемо відходіть от съемок и на предложение Павла Нечеси, в 1926 году Довженко отбывает в Одессу заканчивать фильм. Устраивается режиссером на кинофабрике. Переключаясь на кино, Довженко планировал посвятить себя, по его словам, исключительно жанру комичных и комедийных фильмов.