Глузский Михаил Андреевич
Персоны / Глузский Михаил Андреевич
Страница 1

Глузский Михаил Андреевич

Народный артист СССР.

Родился 21 ноября 1918 г. в Киеве. Отец - Гмырёв Андрей Михайлович - родом из крестьян, стал поэтом, журналистом. В середине 1917 г. перебрался из Петрограда в Киев, где построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад с множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился. Мать - Глузская Ефросинья Кондратьевна. Супруга - Перегузова Екатерина Павловна - театровед, выпускница ГИТИСа, работает старшим научным сотрудником в Государственном Институте искусствознания (ранее Институт истории искусств). М.А.Глузский и Е.П.Перегузова почти 50 лет живут вместе. Их дети - сын Андрей, дочь Мария, внуки - Александр, Михаил, внучки - Мария, Ксения, Елизавета.

Детство Михаила Глузского пришлось на сложное время. Его семье и ему мальчишкой пришлось пережить калейдоскоп событий и политических формаций: Кайзер Вильгельм, Рада, большевики, Петлюра, поляки, просто бандиты . Их образы навсегда остались в памяти Михаила Андреевича отнюдь не абстрактными, а историческими персонажами.

В 1922 г. после смерти отца семья переехала в Москву, однако связь с Украиной и Киевом не прерывается до сих пор. В Москве семье удалось получить комнату в коммунальной квартире, где жили мать, старшая сестра Людмила и Михаил. Позже Людмила вышла замуж, у нее родилась дочь. В школу Михаил Глузский пошел в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926-1928 гг.). В 1929 г. вернулся в Москву. Работал сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, в дальнейшем - учеником электромонтера и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга. В том же универмаге работала и мама продавщицей в игрушечном отделе. Параллельно Михаил окончил вечернюю школу рабочей молодежи и . пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга.

Участие в художественной самодеятельности поселило в душе юноши желание стать актером. Два года подряд, в 1935-1936 гг., он предпринимал несколько попыток поступить в различные школы, но везде получал отказ. Совершенно случайно Михаил узнал о дополнительном наборе во вновь созданную "Школу киноактера" при киностудии "Мосфильм". Школа эта была организована на базе ВГИК, поскольку в 1936-1940 гг. актерского факультета во ВГИКе еще не было. Художественными руководителями школы в те годы были М.М.Тарханов и Г.Л.Рошаль, педагогами по мастерству - Н.С.Плотников и В.П.Баталов. С молодыми студентами занимались также известные кинорежиссеры Ю.Я.Райзман, М.И.Ромм, Б.В.Барнет, кинооператор А.В.Головня, - имена, которые не надо специально представлять. В эти годы Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в кинофильмах "Девушка с характером" (Пограничник, 1939 г.), "Минин и Пожарский" (Дворовый, 1939 г.), "Семья Оппенгейм" (1939 г.), "Салават Юлаев" (Абдурахман, 1940 г.).

В 1940 г. Михаил призывается в армию, ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном Театре Советской армии. В годы войны участвовал во фронтовых бригадах. Он - участник Великой Отечественной войны.

После войны, почти сорок лет, с 1946 по 1995 г. М.А.Глузский работал в Театре-студии киноактера при "Мосфильме". На сцене этого театра он сыграл в спектаклях "Бесприданница" (Карандышев), "Старые друзья" (Шура Зайцев), "Остров мира" (м-р Бааба), "Иван Васильевич" (Жорж Милославский), "Бесы" (Верховенский-старший) и многих других. В этот же период М.А.Глузский работал по приглашению в Театре Советской военной администрации в Германии, в Театре "Современник", в Театре им.Ермоловой.

С 1995 г. по настоящее время работает на сцене Театра "Школа современной пьесы", где играет в спектаклях "Уходил старик от старухи", "Антигона в Нью-Йорке", "Чайка". По приглашению играет в постановках Театра "Современник".

Всенародная известность и популярность М.А.Глузского связаны с кинематографом. Первыми заметными работами стали роли в фильмах "Тихий Дон" (Калмыков, 1957 г.) и "Тайна двух океанов" (Ивашов, 1955-1956 гг.). В обоих случаях М.Глузский сыграл роли, так называемых, отрицательных персонажей. Это амплуа, как нередко бывает в кино, "прилипло" к М.А.Глузскому. Ему предлагались в основном подобные, нередко стереотипные персонажи, однако в каждой роли он старался находить и находил лишь ему доступные черты, делая персонажи узнаваемыми и запоминающимися. Такой подход к профессии позволил актеру со временем переломить однобокое к себе отношение.

За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин ("Попрыгунья", 1955 г.), Щавель ("Ласточка", 1957 г.), Тимофеев ("Дожди", 1958 г.), Клячко ("Люди и звери", 1961 г.), администратор гостиницы ("Кавказская пленница", 1967 г.), Фокич ("В огне брода нет", 1968 г.), Фомичев ("Дело Бориса Савинкова", 1969 г.), Дей ("На войне как на войне", 1969 г.), штабс-капитан ("Бег", 1970 г.), Гари ("Миссия в Кабуле", 1970 г.), И.С.Меньшиков ("Пришел солдат с фронта", 1971 г.), Брыкин ("Ехали в трамвае Ильф и Петров", 1971 г.), Сретенский ("Монолог", 1972 г.), Золотников ("Дела давно минувших дней", 1972 г.), Гузей ("Пламя", 1975 г.), аббат Перар ("Красное и черное", 1975 г.), шут Балакирев ("Как царь Петр арапа женил", 1975 г.), Ф.Ф.Прибытков ("Последняя жертва", 1975 г), Марко Богатый ("Как Иванушка за счастьем ходил", 1976 г.), Варламов ("Степь", 1977 г.), полковник Зарубин ("Золотая мина", 1978 г.), Пантелеев ("Остановился поезд", 1981 г.), генерал Федоров ("ТАСС уполномочен заявить", 1982 г.), Левий ("И на камнях растут деревья", 1984 г.), Цибин ("Дублер начинает действовать", 1983 г.), дядя Яков ("Жизнь Клима Самгина", 1985 г.), генерал Макартур ("10 негритят", 1987 г.) и многие-многие другие.

Страницы: 1 2