Архитекторы барокко XVII —XVIII вв.
Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы барокко XVII —XVIII вв.
Страница 3

ЗОДЧИЙ ЛАВРЫ

В XVTII столетии Киев все чаще посещают так называемые "архитекторы". Наиболее известные из них — Иван Шедель, Варфоломей Растрелли, Иван Мичурин, Андрей Квасов, Петр Неелов, военный инженер Даниил Дебоскет. Они получали профессиональную подготовку за границей или в специальных "архитектурных командах", тесно связанных со строительной практикой.

В Киеве таких "команд" не было. Но настоящим и к тому же прославленным "архитектором-профессионалом" из киевлян был Иван Григорович-Барский, получивший образование в Киево-Могилянской академии. Он много построил, обозначив своим творчеством конечную стадию киевского барокко, уже более сдержанного и "академичного".

Однако самой загадочной и подлинно народной фигурой в киевском зодчестве XVIII века был Стефан Ковнир. Будучи отроком, он уже начал свои строительные опыты на каменном поновлении Киево-Печерской лавры после пожара 1718 года, когда большая деревянная ее часть выгорела. Наставниками будущего мастера были московские архитекторы — автор Большой лаврской колокольни Федор Васильев и главный мастер Иван Каландин. Но первым учителем в освоении строительного мастерства для Ковнира стало его стремление постичь искусство.

В преклонных годах, обращаясь в лавру за помощью, он так писал о своем пути: "обучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой; был в строениях: Большой колокольни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Дальней и Ближней пещерах колоколен, в Китаевской пустынке и в местечку Василькове Божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографий и все прочие многоразличные внутре и вне лавры строения ж каменные по указанию исправлял, будучи настоящим мастером: в каковых трудах от молодых лет, всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности провождал .". Ковниром построена добрая половина каменной лавры. 17. Аркбутаны лаврской Типографии Фото А. С.П ерминова, 1983 год

17. Аркбутаны лаврской Типографии Фото А. С.П ерминова, 1983 год

Среди пышной украинской природы мастер "муровщицкого художества" жил искренним народным чувством, избыточностью творчества и через край бьющей энергии. Деятельный характер проявлялся всюду. Прознав о взятках и присвоении общественных денег старостой Печерского городка, он учинил скорую и, по-своему, справедливую расправу на базаре. После чего староста плакался, мол, Ковнир "сбросил с себя долой волчью шубу и схватил меня за волоса, и пригнувши мало не до земле, бил мене кулачьем немилостиво в рожу, и когда бывшие при том люде не разборонили, то он Ковнир и более мене бил бы".

Лучшие творения украинского барокко в Киеве — колокольня на Дальних пещерах и Ковнировский корпус лавры. В колокольне Ковнир достиг вершин мастерства, применив растреллиевскую группировку колонн, дематериализующую углы здания, и соорудив невиданное завершение колокольни, по высоте равное ее основанию, с четырьмя изящными шпицами. Колокольня изысканно увенчала один из зеленых холмов лавры. Таким же каскадом формотворчества, ярких растительных орнаментов и фантазии, присущих древнему как мир украинскому искусству, отличается здание пекарни и книжного магазина или, иначе, "Ковнировского корпуса" Киево-Печерской лавры. Белизна его стен подчеркивает разнообразие фигурных щипцов и фронтонов. Не менее удачно корпус вписался в центральный ансамбль лавры, в барочное окружение старого Успенского собора, также одевшего барочные одежды. 18. Колокольня на Дальних пещерах лавры.

18. Колокольня на Дальних пещерах лавры.

Рисунок в фотографически точном стиле послевоенного соцреализма 1950-х годов.

На вершине карьеры Ковнир возглавил группу из более чем двухсот каменщиков, работавших на его подрядах, и мог вести строительство многих объектов сразу. Он создал настоящую школу "муровщиков-художников".

Но именно в киевском барокко завершалась эпоха мастеров и начинался век архитекторов, когда авторство и имя чего-нибудь да стоили.

Мастер нажил много детей и внуков. Имя же его вскоре стало полузабытым. Наследники получили другие прозвища — вот известные имена его сыновей: Матвей Степанов, рейтор Василий Стефанов, писарь Григорий Семенковский, рейторский прапорщик Василий Кри-шталевский, зицарь (словолитчик) Василий Ковниров. Фамилия не устоялась. Призревшая старого мастера лавра выдала ему в 1785 году, то есть в девяносто лет, свидетельство, "что он, Стефан Ковнир, хотя троебарчно сочетался, но оные его жены померли, и ныне он жены не имеет, долгов на нем казенных и партикулярных не имеется, також никакими делами нигде и никому не обовязал ."

Страницы: 1 2 3 4