Формационное своеобразие культуры Востока
Книги / Культура и культурология / Восточные типы культур / Формационное своеобразие культуры Востока

К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что "нетипичную" линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.

Для того, чтобы обосновать правильность существования "азиатского способа производства", а значит и особого "азиатского", "восточного" типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра:

· особый, азиатский, уровень развития производительных сил;

· особую систему отношений собственности;

· особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта;

· нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.

В целом, выделить эти параметры не удалось.

Таким образом, говорить об особом "азиатском" типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис "может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации".

Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

· более сильная тенденция сохранения общинных структур;

· важная экономическая роль государства;

· установление верховной собственности на землю;

· тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;

· централизованная, деспотичная власть.

В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:

· для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;

· в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений;

· в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;

· в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.

Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:

· ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и

· распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.,

· в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.