Эрмитаж как сокровищница национальной и мировой культуры
Книги / Культура и культурология / Крупнейшие музеи мира / Эрмитаж как сокровищница национальной и мировой культуры
Страница 2

В годы французской революции и в период последовавших за ней бурных международных событий и наполеоновских войн систематический рост коллекций Эрмитажа на некоторое время приостановился. После заключения Парижского мира вновь предпринимаются шаги к увеличению музейного собрания, однако в целом собирательство идет уже не в столь широком масштабе, как в предшествующем столетии.

Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Мы предлагаем познакомиться с этим замечательным музеем, исходя из перечня отделов и выставок.

Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок.

В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую.

Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит для себя те самые произведения и работы, которые являются для него наиболее значимыми. К ним относятся:

1. Часы "Павлин". В Павильонном зале находится довольно любопытный экспонат — часы "Павлин". Часы созданы в Англии мастером Джемсом Коксом в XVIII веке, в период, когда особенно увлекались диковинными и необычными механизмами. В застекленной клетке расположены дуб и несколько фигурок птиц и белок. В центре этой группы находится павлин, который во время боя часов поворачивается, распуская пышный хвост, и двигает головой. „Оживают" и его соседи — сова вертит головой и хлопает глазами, петух, широко открывая клюв, кукарекает. Для того чтобы определить время, смотрят на гриб, расположенный около дерева. Внутри его шляпки вращались два диска (один над другим), а в прорези виднелись начертанные на них цифры — обозначение часов и минут. Часы были куплены в 1780 году Г. А. Потемкиным в подарок Екатерине.

2. Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза (в зале № 128). Созданная из красивого камня — ревневской яшмы,— она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех метров. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость. Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

3. „Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. В картине „Мадонна Литта" Леонардо стремился воплотить черты идеально прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына. Великолепно переданы в картине объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи материальных форм. Картина проста и лаконична.

Сама композиция картины, лишенная движения, с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в целом.

4. „Даная" Тициана. Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции.

В его картине все возвышенно, но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная, напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и счастье.

Страницы: 1 2 3