Булгаков Михаил Афанасьевич
Персоны / Булгаков Михаил Афанасьевич
Страница 1

Михаил Афанасьевич Булгаков — врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер.

Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких официальных документов он собственноручно составил несколько, все они являются и литературными произведениями, важными источниками для научной биографии великого русского писателя.

Отделе рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151, опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М. А. Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его театральной деятельности.

Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.

В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера.

В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом.

В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия».

В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после 289-го представления.

Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления.

Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления.

Следующая - «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре.

Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла.

Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.

В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): « .западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы . мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, . за все!»

В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса .». Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной мысли.

Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - «сатира не терпит оглядки».

Страницы: 1 2 3