Архитекторы классицизма XIX вв.
Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы классицизма XIX вв.
Страница 4

Казенное строительство второй трети XIX века становится тяжеловесным и всеохватывающим. Архитектурная работа и образование невероятно централизованы. Все сколько-нибудь значимые проекты проводились через Петербург, их главным цензором и ценителем был император. В Киеве появился ряд "своих" прекрасно образованных зодчих, прошедших петербургскую Академию художеств, таких как И. О. Вальпред, П. А. Дубровский, Э.М.Русско, М.Сафонов, П. И. Спарро, Л. В. Станзани. Но все это были архитекторы второго круга, олицетворявшие провинцию Российской империи. Итоги их работы всегда определял столичный циркуляр. Среди них оказался и В. И. Беретти, не самый блестящий архитектор Петербурга. Распоряжаясь об окраске университета в Киеве, он заметил: "В избрании цвета оной я затрудняюсь, не зная желания государя по сему предмету".

Не иначе как по обращению правительственного Министерства народного образования Академия художеств объявила конкурс на проект здания Киевского университета, который в соревновании с видными петербургскими архитекторами выиграл В.И.Беретти. У академика Беретти был тридцатилетний строительный стаж и репутация опытного зодчего. Но его работы, в отличие от сильных соперников, оказывались скорее механистическими, чем изысканно композиционными. В конкурсном успехе, по-видимому, сыграл роль опыт строительства в Медико-хирургической академии ветеринарной и фармацевтической школ, школы-пепиньера для малолетних и перестройки самой академии, то есть — учебных зданий.

Выиграв конкурс, В.И.Беретти стремился на киевское строительство. Размеры университета были столь велики, что вокруг грандиозного здания образовался новый городской район. Так как в Киеве невозможно было отыскать "практического архитектора" (осуществляющего надзор) и архитекторского помощника, В.И.Беретти рекомендовал Строительному комитету по возведению университета назначить на эти должности Эджио Русско, с которым он работал на Исаакиевском соборе, и Михаила Сафонова, только окончившего Академию художеств. Комитет в свою очередь ходатайствовал о переезде самого автора проекта, "дабы главный архитектор Беретти . мог иметь постоянное и безотлучное пребывание в Киеве, с доставлением ему в вознаграждение теряемых в С.-Петербурге окладов". Перебравшись в Киев, архитектор взял помощником своего ученика, П.И.Спарро, новоиспеченного художника XIV класса, который принял дела у Э.М.Русско. 25 Университет. Фото из архива НИИТИАГ, 1920-е годы.

25 Университет. Фото из архива НИИТИАГ, 1920-е годы.

Пять лет В.И.Беретти в Киеве, пожалуй, перевесили для него все остальные годы работы.

Архитектор, привыкший строить в ясном плане Петербурга, зная наверняка, куда и по какому ранжиру вписываются его здания, осуществил техническое усилие в попытке перенести на Киев упорядоченность имперской столицы. И нельзя сказать, что она ему не удалась. Подготавливая место для университета к югу от Старого города, В.И.Беретти спланировал район, вскоре перехвативший пальму первенства у Печерска. Главными осями новой планировки стали Большая Владимирская ул. и Бульвар, у пересечения которых и была размещена Университетская площадь. Здание университета — огромное каре — восьмиколонным портиком было обращено в сторону Крешатика. Распластанный трехэтажный блок угрюмо довлел надо всей округой.

Чугунные архитектурные детали, доставленные с тульских заводов кн. Бабирсова, — громадные ионические капители, нависающие модульоны карниза, орел с восьмиаршинным размахом крыльев на аттике — подчеркивали тяжеловесное впечатление. Во внутренних конструкциях применялся чугун киевского промышленника Т.Деггярёва. Здание было сработано крепко. 26. Институт благородных девиц, вид с Крещатицкои площади (сегодня майдан Незалежности).

26. Институт благородных девиц, вид с Крещатицкои площади (сегодня майдан Незалежности). Фото начала 1870-х годов.

Тяжелый Киевский университет оживлялся лишь со стороны ботанического сада — двумя фланкирующими апсидами католической и православной церквей и центральным ризалитом, над которым задумывалась обсерватория. Полукруглые выступы университета, равно как и более удачная по своему положению ротонда Института благородных девиц, были как бы негативами изящных ротонд Андрея Ме-ленского, выделяясь не из городского окружения, а из сплошной фасадной стены.

Страницы: 1 2 3 4 5