Архитекторы стилизации XIX — XX вв.
Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы стилизации XIX — XX вв.
Страница 1

Владимир Николаев

ЦЕЛЫЙ ГОРОД

владислав городецкий

ВОКРУГ ДОМА

Владимир Николаевич НИКОЛАЕВ

архитектор (19.11.1847, Парское Село - 11.XI.19U, Киев) • Учеба в рисовальной школе Петербургского общества поощрения художеств (1860-е)

• Учеба в рисовальной школе Петербургского общества поощрения художеств (1860-е) • С большой серебряной медалью окончил Петербургскую императорскую академию художеств — ПИАХ (1871)

• Поощрительная медаль за расчет церковных сводов • Помощник архитектора у акад. И.М.Федюшкина на строительстве церкви в псковском имении ген. Бибикова (1867—1868) • Работа на строительстве памятника Екатерине II в мастерской проф. Д.И.Гримма (1870) • Родился сын Ипполит (11.V.1870) • Служба в конторе по сооружению дворца вел. кн. Владимира Александровггча (1871) • Переезд из С.-Петербурга в Киев по приглашению инж. А.Ф.Термена (1872) • Член Императорского общества архитекторов, секретарь и казначей Киевского общества поощрения художеств (1872-1873) • Городской архитектор (1873—1887)

• Архитектор Киевской епархии (1875—1898) • Построил на Украине около ста церквей • За строительство больниц и приютов награжден Анной III степени и знаком Красного Креста (1877) • Серебряная медаль выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты собственного завода (1880) • Гласный Городской думы (1880—1910) • Член Управы, заведующий строительным отделением (1881-1891) • Соучредитель Киевского отделения Императорского русского технического общества (1882) • Председатель архитектурного отдела (с 1894) • Член Церковно-археологического общества и Комитета по фрескам Кирилловской церкви (1883) • Директор Городского кредитного общества (1884-1911) • Председатель Садовой комиссии (1887-1894)

• Староста Александро-Невской церкви в Липках (1890—1911) • Академик ПИАХ (1892) • Председатель Литературно-артистического общества (с 1895)

• Избирался директором отделения Музыкального общества. Делегат II и III съездов русских зодчих. Основатель и директор Киевского художественного училища (1901—1911) • Жил на ул. Большой Подвальной, 23 • Архитектурное бюро по ул .Анненковской, 10-Б • Действительный статский советник, кавалер орденов до Владимира IV степени включительно • Похоронен на Аскольдовой могиле

ЦЕЛЫЙ ГОРОД

Во второй половине XIX века Киев пережил не один строительный бум. Здесь уже много архитекторов и гражданских инженеров, уровень которых, однако, оставлял желать лучшего. Нередким стало получение права строительных работ без окончания высшего учебного заведения — через особый экзамен при Институте гражданских инженеров. Типичным примером такого чрезвычайно плодовитого инженера-строителя был А.К.Краусс, построивший более полусотни киевских домов. Среди знатоков инженерного искусства и тонких стилистов, таких как А.В.Беретти, М.С.Иконников, В.И.Сычугов, А.Я.Шиле, выделялась фигура академика В.Н.Николаева.

Владимир Николаев переехал в Киев, когда реформы 60-х начали давать результаты и город стремительно рос. Заполнялась зданиями та широкая сеть улиц, которая была заложена В.И.Беретти. Строилось много и капитально. И архитектор прежде всего удешевил киевское строительство, использовав качества местного кирпича — прочность и равномерно желтый цвет. Не штукатуря возводили только сооружения Киевской крепости, и первые здания В.Н.Николаева тоже стали походить на крепость зубцами и башнями. Чтобы не проиграть в пластике гипсовым "ренессансным" фасадам, он использовал терракотовые архитектурные детали. Первой оголилась на углу Крещатика и Бессарабки гостиница "Национальная", начиная с которой "удалось сделать крупную перемену в строительной деятельности Киева" — ввести "чистые кирпичные фасады, чего раньше совершенно не было".

Романтические романские черты видны во многих ранних постройках В.Н.Николаева, но чистота "киевского византийского" была достигнута в церковном строительстве. Двадцать лет ушло на окончание Владимирского собора, в котором, как в экспериментальной мастерской, формировался Стиль. Археологическую достоверность привносил А.В.Прахов, знаток палестинских и греческих первоисточников. Структура собора воссоздавала тип храма Киевской Руси. Патриархальное очарование и модерное совершенство дали собору блистательные В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, П.А.Сведомский, ВАКотар-биньский, М.АВрубель. 29. Колокольня Трехсеятшпельской церквг на Трехсвятительской улице (ныне ул.

Страницы: 1 2 3 4 5 6