Владимир Мономах
Страница 2

3) Литаврин Г. Г. Константин Багрянородный «Об управлении империей». М., 1982.

В первом издании читаем: «Однодревки внешней Руси, приходящие в Константинополь, идут из Новгорода (Немогардас), в котором сидел Святослав, брат Игоря, князя Руси. Есть и из Смоленска (Милинискан), и из Любеча (Телиоуцан), и из Чернигова (Гцернигоган), и из Вышгорода (Боусеграде). Все они спускаются рекою Днепром и собираются около города Киева, который получил прозвание Самбатас».

Во втором издании: «Однодревки, приходящие в Константинополь из внешней Руси, идут из Невогарды, в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски, из Телюци, Чернигоги и из Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата».

В третьем издании: «(Да будет известно), что приходящие из внешней Росии в Константинополь моносиклы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингоря, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас».

Несоответствия:

В первом издании Святослав — брат Игоря, во втором и третьем — его сын.

В первом Киев называется Самбатом.

Во втором Киев называют и Самватом.

В третьем только Кремль Киевский называют Самват. Рис. 109. Надпись на монете: «Спаскаа монета Султана справедливого Джанибека…Аллаху!

Рис. 109. Надпись на монете: «Спаскаа монета Султана справедливого Джанибека…Аллаху! Мухаммед султан». Из книги Э. К. Гуттена-Чапского «Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси» (СПб… 1875)

В первом издании: «…выходят их князья со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, которое называется гирой, и именно в славянские страны тиверцев (Бербианон), дреговичей (Дроугоубитон), кривичей (Крибитцон), северян (Сербион) и остальных славян, которые платят дань россам».

Во втором издании: «…и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд, и именно в славянские земли вервианов, другувитов, кривичей, севериев и остальных славян, платящих дань русам».

Из первого издания ясно, что полюдье у русов называется гирой. Второе издание дает нам лишь объяснение, что такое полюдье, и не более того.

В первом издании непонятно откуда взяты тиверцы, если из подлинника приводятся вервяне? Второе издание более правильно отражает названия племен, но откуда берутся северии (северяне), раз в подлиннике было Сербии?

Еще интереснее третье издание: там сербиев нет уже даже и в греческом тексте. Исправлено на основании «исторической правды». Исправлен (читай: «фальсифицирован») текст подлинника, издаваемый Академией наук! На основании того, что издатель желает считать исторической правдой! И этот искаженный текст отныне студенты считают первоисточником!

И все же, возвращаясь к официальной версии, период раздробленности и усобиц прописан как будто бы весьма реалистично. Все вроде бы на своих местах, но… приведем слова из документа «Помяник князей», находящегося в «Любецком Синодике», изданного в «Трудах отделения древнерусской литературы» (т. 20):

«Помяни, Господи, благоверных великих князей Черниговских, Киевских и прочиих.

Великого Князя Константина Мстиславича Чернеговского, создавшего церковь Святого Спаса, и Княгиню его Анастасию.

Великого Князя Николу, Святослава Черниговского и Княгиню Киликию. Великого Князя Михаила Чернеговского и Княгиню его Феофанну.

Великого Князя Георгия Киевского, во иноце Гавриила Всеволода.

Великого Князя Александра Киевского.

Великого Князя Романа Киевского.

Великого Князя Димитрия.

Великого Князя Василия Всеволода, в Святом Крещении нареченнаго Гавриила. Великого Князя Давида Чернеговского и Княгиню его Феодосию.

Великого Князя Николу Святослава Чернеговского и Княгиню его Анну. Великого Князя Святослава Чернеговского, в иноцех Гавриила, и Княгиню его Екатерину.

Великого Князя Ярослава Чернеговского, в иноцех Василия, и княгиню его Ирину.

Великого князя Феодосия Черниговского и княгиню его Евфросинью…»

И так далее и тому подобное.

Притом мы имеем в этом «Синодике» имена некоторых великих киевских князей, которых в наших официальных учебниках нет, да и места для них в истории тоже не уготовано.

Да что там потеря князей! У нас есть монеты тверские, московские, спасские, новгородские. Но где находилось княжество Московское, мы знаем. Тверское — тоже. А вот где находилось княжество Спасское, того никто не ведает.

Страницы: 1 2 3