Палеологи
Книги / Когда крестилась Киевская Русь / Византия и Болгария / Палеологи
Страница 9

— Никифор не был законным императором.

А теперь обратим внимание на важный факт: основным источником сведений для событий византийской истории середины XIV века является… хроника самого Кантакузина: она отражает его личный взгляд на законность и незаконность деятелей Византии этого периода.

И в частности, его взгляд на то, был ли Апокавк императором или только

узурпатором.

Здесь нужно отметить проницательность крупного российского византолога М.

Сюзюмова, который высказал предположение о том, что

"существовал особый труд, составленный в резко враждебных тонах к Никифору

Фоке." (ДИА прил. с. 158)

После всего описанного выше можно сказать, что таким трудом является, например,

хроника Иоанна Кантакузина. Стоит только удивляться чутью Сюзюмова!

63.

Своей карьерой император Никифор Фока и великий дука Алексий Апокавк

обязаны соответственно Иоанну Цимисхию (ДИА с. 24–25) и Иоанну Кантакузину (ВАС с. 393).

Теперь уже пришел черед самой существенной проблемы в подобии биографий Иоанна Цимисхия и Иоанна Кантакузина: их жизнь после ухода с византийского престола. В официальной версии истории Цимисхий удалился куда-то на восток; в хронике Льва Диакона говорится, где-то там он "ушел из жизни"; существуют сомнения, что его отравили. А в картине XIV века Кантакузен уходит в монастырь, где проводит 30 лет, до своей смерти.

Но сколько лет прожил Цимисхий после того, как отказался от престола? Современные монографии упорно утверждают, что он умер в том же году. Однако, если Цимисхий отправился на восток, следует обратить внимание на восточные свидетельства о его судьбе.

И вот оказывается, что Акоб Санаинци, армянский хронист ХІ в., оставил подробное описание последнего периода жизни Цимисхия. В пересказе Маттеоса Урхаеци (УРХ с. 29–30; по АРУ с. 570–571) говорится, что после многочисленных побед Цимисхий решил покаянием смыть пролитую кровь. Он собрал в Константинополь “всех великих князей царства греческого” и при всех снял корону со своей головы, возложил ее на голову царевича Василия ІІ, посадил его на свой царский трон. Отдав таким образом Василию отчий престол, сам ушел в пустыню и, приняв духовный сан, стал жить в монастыре.

Этот сюжет практически совпадает с тем, что современные монографии дают о последнем этапе жизни Иоанна Кантакузина.

Итак,

64.

Иоанн Цимисхий и Иоанн Кантакузин провели последние годы своей жизни в монастыре.

В нашей цепи доводов и рассуждений о династиях Македонов и Палеологов вслед за

двумя Иоаннами — Цимисхием и Кантакузиным — пришла очередь долгих царствований

Василия II (976-1025) и Иоанна V Палеолога (1341–1391)

Начнем с

65.

ранней смерти отцов.

И отец Василия II, и отец Иоанна V Палеолога скончались, когда их сыновья были несовершеннолетними.

66.

Кометы.

Двенадцать лет после смерти отцов Василия II и Иоанна V на небе появились яркие кометы — соответственно в 975 г. (ДИА с. 87 и ком. с. 218) и в 1353 г. (ФОМ10 с. 163).

67.

Братья.

У Василия II был брат, который позднее стал его соправителем; и у Иоанна V был брат, который позднее стал его соправителем.

68.

Матери.

После смерти отцов, матери Василия II и Иоанна V правили некоторое время империей; подобие их биографий мы рассмотрели выше.

69.

Опека.

Ввиду своего несовершеннолетия, Василий II и Иоанн V вместе со своими братьями были поставлены под опеку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru