ЧЕХИЯ И ПОЛЬША ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-90-х годов X в.
Книги / Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв. / ЧЕХИЯ И ПОЛЬША ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-90-х годов X в.
Страница 11

Чрезвычайно сложным было бы положение чешского хрониста, если бы о“ попытался дать ответ на другую загадку в документе св. Войтеха. Документ этот был издан от имени императора Отгона I. Между тем, Козьме было хорошо известно, что посвящение Войтеха в пра'ж-ские епископы состоялось при Отгоне II87. С другой стороны, он знал и о том, что Пражское епископство было учреждено при Отгоне I, что тогда же был посвящен и первый пражский епископ Дитмар 88. Оказавшись перед таким затруднением, Козьма не решился искагь из него какого-либо выхода. Он оставил все в гаком 1же положении, как нашел. Можег быгь, впрочем, чго он рассуждал при эгом так же, как и в случае с грамотой Иоанна XIII, г. е. истолковал все упомянугые события как [развитие одного процесса — учреждения пра'жского епископсгва. Если эго гак, то имя Отгона I могло и не смутить его, могло казаться ему вполне уместным.

Совершенно иначе поступает Козьм-а в другом случае, когда противоречия в его сведениях оказываются абсолютно явными. Как уже говорилось, в более близком к оригиналу списке грамоты 1086 г. указывалось, чго разделение пражского епископсгва произошло без согласия (sine consensu) предшесгвенников Яромира. В хронике Козьмы это место изложено по-другому. Здесь говорится о согласии предшественников Яромира на такое разделение. Слово sine исчезает из текста. Эго исчезновение не случайно. Козьма прекрасно знал, что дело обстояло как раз наоборог тому, как оно изображено в грамоте, что предшественник Яромира на пражской кафедре епископ

Север согласился с выделением моравского епископства, потребовав за это согласие огромного материального вознаграждения 8Э. Отсюда 'наблюдаемая в его теисте грамоты 1086 г. правка.

Так появляется возможность сформулировать ответы иа поставленные выше вопросы. Козьма был убежден в подлинности иришлея ов. Войтеха. Используя грамоту 1086 г., он не механически воспринимал ее сведения, а сознательно сопоставлял ,их с тем материалом, который мм излагался.

Но Козьма не только сопоставлял и согласовывал, где мог это сделать, данные грамоты св. Войтеха с другими сведениями своей хроники. В его труде видны следы прямого использования грамоты как источника для чешской истории Хв. Выше90 уже приводилось то место из хроники Козьмы, в котором он, ссылаясь на грамоту св. Войтеха, определяет политические границы Древнечешского государства при Болеславе II. Почти цитатой из того же документа звучат слова из сочиненной Козьмой предсмертной речи Болеслава II к его сыну. Болеслав II напоминал сыну, что он границы своего государства “расширил вплоть до гор, которые находятся за Краковом и называются Татры”91. Наконец, опираясь на грамоту св. Войтеха, Козьма датирует и утрату Древнечешсиим государством этого польского города 999 г. Польский историк Я- Натансон-Л вский, по-видимому, совершенно прав, ког-

89 Hie (Север.— В. К.) fere omni tempore sui praesulatus sine aliqua reiragatione et sine omni contradictione Boemiae et Moraviae quasi unum et individuum episcopium rexit, et rexTsset si non post obitum Zpitigneu, nimia devictus efflagitatione Wratizlai ducis, con-sensisset promoveri Johannem episcopum in Moravia, prius tamen multorum sub testimonio huiusmodi deliberate pheodo et allodio sive concambo, scilicet ut Pragensis praesul XII villas, quae sunt in omni Boemia potiores, pro illo episcopio eligat, insuper et centum marcas argenti annuatim de camera ducis accipiat, curtem autem, quae est in Moravia ad Sekirkostel, cum suis appendiciis, ut antea sic et in poste-rum possideat, simihter et villam Sliunicam cum foro, atque castrum ibidem situm in media aqua Zuratka nomino, Podivin dictum a condi-tore suo Podiva Judaeo, sed postea catholico. Там же, L. II, cap. 21. Вопрос о том, для чего потребовалось Козьме столь подробно останавливаться на всем этом эпизоде (подробнее о нем см : В. К г z е-mienska, D. Tfestik. О dokumencie praskim ., стр. 86) в данной связи не представляет интереса.

да считает, что. принимая эту дату, Козьма руководствовался прежде всего чувствами пиетета к прославляемому им князю92 Поступить иначе он просто не мог, особенно если учесть, что отрывку о потере Кракова предшествовала цитировавшаяся выше предсмертная речь Болеслава, который, по данным Козьмы, умер 7 февраля 999 г93

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru