Девять императоров
Книги / Архитектура имперского Киева / Девять императоров
Страница 2

Барочная целостность собирает спрятанную до времени под спудом природную энергию, чтобы вновь обуздать первозданный хаос

Основными учреждениями барочного Киева по праву считались Киево-Могилянская коллегия, самоуправление Киево-Подола и типография Киево-Печерской лавры. Не случайно гетманом Иваном Мазепой были воздвигнуты каменные соборы Большого Никольского монастыря на Печерске и Братского — на Подоле (где в это же время строится каменное здание магистрата), благодаря таким узловым постройкам город приобрел новую целостность. Клев как бы кристаллизовался вокруг пунктов, воплотивших городское Самоуправление, ученое Братстзо и вновь узаконенное Православие. А мазепинский "Большой Никола" встал среди пустоши как раз на полпути между Старым городом и лаврой.

В 1706 году Киев посетил Пётр I со штатом военных инженеров, чтобы спланировать новейшего типа крепость для обороны от шведов. "5-го июня Государь, царь Пётр Алексеевич, в Малороссии и в Клеве был, Киевопечерскую крепость заложил", — сообщал казацкий летописец Закладка была совершена в соборный день лавры — Успения Божьей Матери. Царь-реформатор решительно вмешался в судьбу города, построив крепость, которой ни разу за всю ее двухсотлетнюю историю не пришлось обороняться. Так было положено начало городскому заселению Печерского местечка. Крепость превратила Печерск в административный центр, и функциональная форма города была, таким образом, определена надолго.

Старый Киев играл роль исторического центра и места священного: когда через три года Пётр I снова посетил Киев с полтавским триумфом, то именно в Старом городе, у Софийского собора, ректором Академии Феофаном Прокоповичем была произнесена торжественная речь.

Подол же оставался собственно юродом — Пётр Великий, по преданию, жил близ подольской церкви Николы Притиска.

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО

Длительное, с 1725 по 1741 год, междуцарствие слабых императриц и коротко правивших императоров сопровождалось застоем и в строительстве.

Елизавета Петровна (1741—1761), придя к власти в результате переворота, продолжила дело Петра I слишком буквально. Погрузившись в набожность и прелести этикета, она породила дворцовый стиль — елизаветинское барокко. Не четкая строительная программа, а отдельные великолепные сооружения, как драгоценные брызги пышной жизни двора, окружили ее царствование. Характерным жестом Елизаветы было учреждение Академии Художеств (1759). Выразительным следом ее пребывания в Киеве стали Андреевская церковь и Царский дворец

Руководимая религиозными побуждениями, Елизавета наведалась в Киев в 1744 году с наследником и его невестой, будущими Петром III и Екатериной II. Это посещение сопровождалось карнавальной помпезностью, триумфальными арками и театральными представлениями. Сперва императрицу встретило казацкое войско. Затем за 60 верст до Киева ей были представлены избранные горожане и духовные лица. А в самом городе процессию встречало чуть ли не все население Киево-Могилянская академия подготовила свою театрализованную часть встречи, для чего были заказаны и придуманы специальные механические машины. Студенты инсценировали фаэтон, запряженный крылатыми пегасами, с которого легендарный Кий произнес речь и препоручил город государыне.

Между тем среди представлений, фейерверков и паломничества ко святым местам были отданы знаменательные строительные распоряжения: "И во все их, от 27 августа двухнедельное, пребывание, все три Киевские города иллюминованы и оазные торжественные почести театральнее чинимы были. И в ту бытность изволили посещать все тутошнее монастыри и награждать их своим богатым подаяние! 2. Андреевская церковь, архитекторы Б.Ф.Растрелли, И.Ф Мичурин, 1744-1754 годы.

2. Андреевская церковь, архитекторы Б.Ф.Растрелли, И.Ф Мичурин, 1744-1754 годы. Фото Г.Н.Логшна. 1954 год.

При сем Ее Величество изволила указать построить между старым городом Киевом и Печерскою крепостью дворец, а в верхнем, то есть в старом городе Киеве, в его замке, возобновить по-прежнему каменным строением церковь, во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Да внутри города ж, близ Золотых врат, через данный вклад от Ее Величества и Их Высочеств и прочих состроилась с оного времени по-прежнему церковь же св. великомученника и победоносца Георгия, каменная".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru