Девять императоров
Страница 9

внутренне ему присущую живописную структуру и разнообразие — от разноэтажности простой застройки до самых разных архитектурных заказчиков. Здесь засверкали жемчужины нео-стилей: готика, ренессанс, мавританский, классицизм, модерн, неорюс, народный украинский. Другого устройства потребовала и пространственная соорганизация этого разнообразия. В Киеве она была найдена в специфической "павильонности", террасообразности размещения застройки. В виде законченного проекта такой прием в полной мере был воплощен на Всероссийской выставке 1897 года — ее террасы с павильонами были связаны дорогой-серпантином, оборудованной трамваем.

"Окидывая взглядом с верхних точек выставочной территории киевскую выставку, лежащую в долине и окруженную возвышающимися уступами, невольно вспоминаешь террасообразное повышение построек Генуи, Лиссабона, Неаполя, начинаешь поражаться — до чего физиономия и строительство этого города отличны от нашего типичного вида городов", — писал очевидец второй киевской выставки 1913 года. Выставка по своей архитектуре была построена на классических реминисценциях — от Рима до Петербурга — щедро и бестолково перемешанных. Но гораздо важнее то, что город проявил свою первоструктуру на очередном витке, в круге империи, в иных условиях и в более впечатляющих масштабах.

В конце империи, в годы небывалого самосознания и видения глубины, Георгий Лукомский дал имя этой непреходящей сущности города — барокко: " .стиль классический, за использование которого с легким сердцем взялись Киевские строители, далеко не так прост и легок. Он едва ли не труднее всех иных, ибо стоит только изменить мельчайшую деталь, прибавить к модулю две-три лишние парты — и вся органическая связь ордера будет нарушена, равновесие частей здания утеряно, и cachet стиля, тот волшебный cachet, который мы видим в сооружениях Захарова или Томона благодаря их смелости и знаниям, улетучится, как сон. Было бы проще и гораздо уместнее применить и разработать свой, местный стиль, еще не использованный в современном строительстве — Украинское барокко. Применение этого декоративного стиля к бутафорской, в сущности, цели было бы как нельзя более кстати. В самом деле: — Киевское барокко!"

Круг замкнулся. Архитектура имперского Киева прошла от мазепинского барокко через ампир к барокко Лукомского. Следующий круг города — советский. Но это уже другая история.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9