Девять императоров
Страница 5

Империя воплощается. Обретает тело, которое по-новому прочно стоит на земле, не продавливая и не разрушая грунт Свидетель произошедших перемен писал: "Нынешний Киев не похож на прежний. Даже самые горы и удолия, на коих он обитает, и воды, его орошающие, все изменилось; и кроме древнего имени, все в нем новое. Все древнее истерто и изглажено прежними веками, и новые веки его вновь возродили. Особливо в настоящий век, век образованности и просвещения, под благодушным вниманием благословенной власти, город сей, нося на себе знаменитое имя, может гордиться, став наряду с почетнейшими городами. Во всем видны вкус, изящность, предприимчивость, внимательность, стремление к новому лучшему; словом, все доказывает, что благоденствие города цветет и будет процветать, ежели при сей счастливой перемене будет первейшею обязанности) вера, благонравие и единодушие". 5. Колонна-памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права на набережной

5. Колонна-памятник в честь возвращения Киеву Магдебургского права на набережной Днепра, архитектор А. И. Меленский, 1802-1808 годы. Светопечать С.В.Кульженко, 1900-е годы.

Все же александровский ампир это — домашний стиль послепожарной Москвы, который в Киеве не довлел, не преобладал над его метафизически барочной сущностью. Классицизм первой четверти XIX века вписался в городскую структуру, оставаясь ей сомасштабным и соразмерным.

Сохранив пейзаж города, ампир оттенял великолепие веков минувших.

НИКОЛАЕВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Воспоследовавший на фон Николай I (1825—1855) — воплощение духа империи и ее надлом. Ампир вырождается в казенный классицизм. Выпуклость и рельефность побед сменяется одномерностью застоя. Плоские широкие фасады обрамляю-] ширину огромных плацев-плошадей, демонстрирующих политику империи. Николай I преисполнен империей: холодный взор в обрамлении униформы, стек ударяет о сапог. Империя свершилась и возопит самое себя. Уже не проповедь разума и просвещения, не возвышенное "вера, благонравие и единодушие", а самодовлеющее — "православие, самодержавие, народность" становится ее содержанием. Николаевский классицизм самодостаточен, но уже не нейтрален, и потому избыточен.

В его титаническом масштабе заложено стремление к распаду и разрушению от собственной тяжести. Самодержавный стиль ищет паллиативы, прикладывая к своему массивному телу одежды православия и народности. Здесь лежит основание стиля "neorusse": новая Десятинная церковь в Киеве заложена при Николае I.

Это царствование и по отношению к Киеву — переломный период. Классицизм как наиболее полное выражение империи претендовал на всеохватность, в том числе и на универсум города. Теперь барочная целостность Киева поглощалась планировочной сеткой. Воздушная рукотворная ткань города на живописном рельефе была раздавлена дидактическими прямыми улиц и необъятными площадями. Вместо космически открытого и целостного универсума — университет. С возведением непривычно тяжелого для Киева монолитного здания Университета св. Владимира связана окончательная распланировка в 1830-е годы нового центра города, включившего исторические его части. Перед зданием была заложена громадная Университетская площадь. На площади, как на Марсовом поле в Петербурге, Николай Павлович устраивал смотры всем войскам. Поэтому именно здесь позже и был открыт ему памятник (1896) в парке, названном Николаевским и заняв-щим лишь половину бывшей площади перед университетом. В дорогостоящем монументе — большая бронзовая фигура на сером гранитном пьедестале — изображались главные заслуги Николая перед Киевом: император опирался на план города, при нем начертанный, на барельефах же красовались воздвигнутые по его воле сооружения — Университет, Кадетский корпус, Первая гимназия и Цепной мост.

Однако самым громоздким его начинанием в городе стало расширение и строительство Новой Киевской крепости (1831), растянувшееся на тридцать лет. Крепость охватила практически весь город от Зверинца до Лукьяновки, уничтожив своими эспланадами множество домов, и в конце концов осталась невостребованной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9