Девять императоров
Книги / Архитектура имперского Киева / Девять императоров
Страница 6

Именно в таких стройках империя в полную силу переживала себя. Планировочное подавление города ставило вопрос о необходимости преодолеть крепостные границы междуречья Лыбеди и Днепра, традиционных пределов Киева. Новые пути сообщения — Кадетское, Брест-Литовское, Дарницкое шоссе и Цепной мост — предоставили такую возможность. Как и империя, город начал перерастать себя.

Шагом к поражению империи как государства стала Крымская война (1853—1856). В предсмертных судорогах угасал и весь николаевский классицизм. Выразительным памятником измельчания стиля в Киеве возводились новые Присутственные места. Здесь от классицизма взята лишь схема, довольно удачно сработавшая в Старом городе, связав Софиевский и Златоверхо-Михайловский монастыри. А в самом здании, кроме симметрии и иссушенных сандриков, от былого ампира не осталось и следа. В Киеве появилась дюжина своих архитекторов из Императорской Академии художеств, украшавших фасады "сухариками". Сила покинула имперский стиль.

Империя замерла в ожидании основательных перемен. 6. Памятник Николаю I (на месте нынешнего памятника Т.Г.Шевченко), скульптор

6. Памятник Николаю I (на месте нынешнего памятника Т.Г.Шевченко), скульптор М.А. Чижов, архитектор В.Н.Николаев, 1891-1896 годы. Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы. 7. Николаевский цепной мост (на месте нынешнего моста метро), инженер Чарлз де7. Николаевский цепной мост (на месте нынешнего моста метро), инженер Чарлз де

7. Николаевский цепной мост (на месте нынешнего моста метро), инженер Чарлз де Виньоль, 1848-1853 годы. Фотолитография С.В.Кулъженко. 1900-е годы.

СТИЛИЗАЦИИ

Царствование Александра II (1855—1881) началось с проигрыша Крымской войны, со спада империи. Перелом произошел. Авторитет самодержавия подорван, дворянская аристократия унижена. Новое разночинное общество воодушевилось машинным прогрессом Запада, искренне возмущаясь азиатчиной крепостничества. Великие реформы, начиная с Манифеста об отмене крепостного нрава (1861), заняли первую половину правления Александра II. Вторая половина ознаменована освобождением Балкан от турок. Идейный исток и заветная цель империи — Царьград — был как никогда близок: мирный договор с турками подписывался в Сан-Стефано близ Стамбула (1878). Но империя уже не та. С мундира "государя-освободителя" исчезли ленты и орденские звезды. Эполеты заменены погонами, облик царя опростился. Былая напыщенность и преисполненность империи исчезли. В стране возобладали предпринимательство, общедоступность, железные дороги. Динамичная рациональность и трезвый расчет пришли на смену пассивному служению и бюрократической субординации.- Киев обуржуазился. Практицизм, стремление к преуспеванию, независимость во взглядах начали сказываться и в его внешности. С. прокладкой первых железных дорог и оживлением в 1870-е годы промышленности город пережил первый строительный бум. Новая фигура в этом строительстве — гражданский инженер, настоящий базаров архитектуры. Строились в основном двухэтажные обывательские дома из кирпича. Более дюжины кирпичных заводов не ведали нужды в застройщиках. А новые строения все более служили для сдачи квартир внаем и извлечения, таким образом, прибыли: вырабатывался новый тип доходного дома. Теперь не классицистические идеалы правили предпочтениями домовладельцев, а удобство и привлекательность. Скромные фасады — своеобразный строительный "бидермайер" (Александр II, к слову, ориентировался на романтическую Германию) — украсились гипсовыми завитками различных исторических стилей. 8. Городская дума на Думской пл. (сегодня Майдан Незалежности), архитектор А.Я.

8. Городская дума на Думской пл. (сегодня Майдан Незалежности), архитектор А.Я. Шиле, 1874-1876 годы. Фото 1900-х годов.

Через стилизации началось возвращение в барочную живописность города.

Примечательно, что царю, при котором Киев начал возвращаться к своим плюралистическим и жизнерадостным основаниям, в городе было поставлено три памятника, чего не удостоился ни один другой монарх: часовня на Царской площади (1872) "в память спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года" — речь о железнодорожном крушении; бюст в саду Института благородных девиц "любвеобильному отцу от Киевского Института" (1880); помпезный многофшурный монумент на той же Царской площади "Царю-Освободителю благодарный Юго-Западный край" (1911). Но настоящими архитектурными памятниками этого царствования стали здания первого вокзала в стиле сдержанной английской готики и Городской думы в барочном стиле Людовика XIV.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru