Советская историография древнерусской народности
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народности
Страница 10

Необходимо сказать, что советские исследователи в свое время отдали дань соображениям Н. Я. Марра об этногенезе вообще и этногенезе русских в частности. Н. Я. Марр писал: «Что понимать под племенем? Тварей одно­го вида, зоологический тип с врожденными ab ovo племенными особенно­стями как у племенных коней, племенных коров? Мы таких человеческих племен не знаем, когда дело касается языка». А язык является основой этноса. Не случайно пятый том избранных сочинений Н. Я. Марра носит название «Этно- и глоттогония Восточной Европы», чем подчеркивается общность процесса этногенеза и развития языка.

Применяя эту свою идею к восточным славянам, Н. Я. Марр замечал: «В формировании славянина, конкретного русского, как, впрочем, по всем видимостям и финнов, действительное историческое население должно учитываться не как источник влияния, а как творческая материальная сила формирования .»

В трудах наших ученых (В. В. Мавродина, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, В. Т. Пашуто, П. Н. Третьякова), посвященных древнерусской народ­ности, говорится о том, что в этногенезе восточных славян, в формировании древнерусской народности активное участие принимало неславянское население, этнические образования финно-угорских, балтийских, иранских и тюркских языков.

Финно-угорские, балтийские, иранские и тюркские элементы древне­русского языка являлись предметом исследования советских языковедов Ф. П. Филина, П. Я. Черныха, А. М. Селищева, С. Б. Бернштейна, Л. П. Якубинского, Н. А. Мещерского и др.

Следы материальной культуры неславянского населения в культуре восточных славян эпохи древнерусской народности изучены советскими археологами (В.И. Равдоникас, А.В. Арциховский, Х.А. Моора, Л.А. Голубева, А.П. Смирнов, Е.И. Горюнова, П.Н. Третьяков, В.В. Седов, Ф.Д. Гу-ревич, Я.В. Станкевич, Т.Н. Никольская, М.И. Артамонов, С.А. Плетнева, М. В. Фехнер, И. В. Дубов).

Древний этносубстрат и привнесенные извне в славянскую среду расо­вые типы, в частности умеренно монголоидные, прослежены антрополога­ми (Г.Ф. Дебец, В.В. Бунак, Т.А. Трофимова, Н.Н. Чебоксаров и др.). Их ис­следования показали, что на территории Восточной Европы расовый тип являлся более устойчивым, чем язык.

В последнее время особенно большое внимание уделялось вопросу о роли балтов в процессе этнического развития восточных славян, в форми­ровании древнерусской народности (П. Н. Третьяков, В. В. Седов, В. Н. То­поров, О. Н. Трубачев, А. Г. Митрофанов). П. Н. Третьяков подчеркивает важную роль балтов в складывании древнерусской народности, а В. В. Се­дов отводит им эту роль в образовании белорусской народности. Оппо­ненты В. В. Седова отмечали, что он, по сути дела, говорит о влиянии бал­тов на древнее восточнославянское население, на древнерусскую, а не толь­ко белорусскую народность.

В результате длительных разысканий советские ученые пришли к вы­воду о том, что славянизация древнего балтского и финно-угорского насе­ления Восточной Европы была заметным фактором в ходе образования и развития Древнерусского государства, которое складывалось как экономическое, политическое и культурное единение не только славянских, но и не­славянских племен.

Несомненную ценность представляют работы, раскрывающие этниче­ское самосознание древнерусской народности.

Итак, трудами наших исследователей создана концепция древ­нерусской народности. Для обозначения этнического образования восточ­ных славян эпохи Киевской Руси в науке утвердился термин «древнерус­ская народность».

Достижением советских историков является выработанный ими дина­мический подход к древнерусской народности как этнической общности, переживающей процесс развития. Определена роль неславянских этниче­ских элементов в формировании древнерусской народности.

В научной литературе сложился взгляд на древнерусскую народность, основополагающим критерием которого является прежде всего общность языка, сохраняющего, однако, местные диалекты. Для древнерусской на­родности характерна общность территории, совпадающая, как полагают ученые, с политической общностью в форме Древнерусского государства, объединившего все восточное славянство. Признается также известная эко­номическая общность, единство материальной и духовной культуры, рели­гии, которая в древности выступала в качестве универсальной, всеохваты­вающей формы идеологии. Одинаковые традиции, обычаи, нравы, обычное право, закон и суд, военное устройство способствовали консолидации вос­точных славян в единую народность. Общность интересов в борьбе за не­зависимость Руси тоже играла большую роль. Все советские исследователи придают весьма существенное значение национальному сознанию единства Руси, самопознанию и чувству патриотизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11