Советская историография древнерусской народности
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народности
Страница 6

В дальнейшем, на протяжении IX—начала XII в., развитие древнерус­ской народности было, как и раньше, связано с ростом феодализма. IX-XI столетия — эпоха, когда сложилась древнерусская народность, что про­изошло при активном воздействии государства. Ускоряющим моментом в процессе ее складывания стала «борьба со степными кочевниками». В це­лом военные дела содействовали формированию древнерусской на­родности: «Во время походов в ополчениях, в которых собиралось большое количество русских воев, складывались территориальные и культурные связи, формировались черты будущего национального государства».

Определенную роль в развитии древнерусской народности Л. В. Че­репнин отводит принятию на Руси христианства. «Весьма сложным вопросом, — пишет автор, — является взаимоотношение проблемы формирова­ния народности с проблемой классовой борьбы. На протяжении IX — нача­ла ХП в. классовые противоречия в древней Руси, присущие феодальной формации, все более обострялись, и это обострение находило свое прояв­ление в антифеодальных движениях. Но в ходе этих движений разрушались остатки родоплеменных связей, складывались новые отношения между ши­рокими массами производящей части населения, основанные на связях тер­риториальных, в условиях укрепления феодального способа производства. И в этом смысле при изучении процесса формирования древнерусской на­родности нельзя отрешиться от вопросов, касающихся истории классовой борьбы».

Характеризуя древнерусскую народность IX — начала XII в., Л. В. Черепнин говорит об относительной общности языка (при наличии и стойко­сти диалектных различий), культуры, территории.

К ХП-ХШ вв. относится третий этап истории русской народности во­обще и древнерусской в частности. Он отличался возникновением предпо­сылок «для дробления древнерусской народности, в результате которого в дальнейшем формируются народности великорусская, украинская и бело­русская». Вскрывая причины создания на общей основе трех народностей, Л. В. Черепнин расходится с теми учеными, которые усматривали их во внешнеполитических потрясениях (татаро-монгольское нашествие), вызвав­ших обособление Северо-Восточной, Северо-Западной и Южной Руси, вследствие чего единая дотоле древнерусская народность распалась. Л. В. Че­репнин не наблюдает краха и распада ни Древнерусского государства, ни древнерусской народности. Просто «произошло расчленение раннефеодаль­ного государства на ряд феодальных земель и княжеств в результате даль­нейшего процесса феодализации. И создались предпосылки для дробления древнерусской народности». Л. В. Черепнин убежден в том, что «сводить причины возникновения на основе древнерусской народности народностей великорусской, белорусской и украинской к татаро-монгольскому нашест­вию и завоеванию и к переходу территории древней Руси к разным госу­дарствам, и не учитывать значения в этом процессе феодальной раздроб­ленности— это значит недооценивать, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развитии народов в эпоху феодализма и явно преувеличивать экономическую общность в период раннефеодального государства». Отсюда Л. В. Черепнин делает вывод, согласно которому воз­никновение «предпосылок для складывания великорусской, украинской и белорусской народностей является вовсе не результатом распада или краха народности древнерусской, а естественным следствием ее развития».Л. В. Черепнин для периода ХП — начала ХШ в. констатирует относительное единство древнерусской народности и территории, населенной этой народ­ностью. Но вместе с тем в указанное время уже намечались границы терри­торий великорусской, украинской и белорусской народностей, т. е. «начался процесс дробления древнерусской народности, который уже значительно позднее привел к образованию трех восточнославянских народностей».

Значительный интерес представляет книга П. Н. Третьякова «У исто­ков древнерусской народности», вышедшая в свет в 1970 г. В этой книге автор изучает процесс образования древнерусской народности — один из важнейших вопросов древней и раннесредневековой истории нашей стра­ны. Он указывает на то, что термин «древнерусская народность» дает воз­можность не путать этническое объединение восточных славян времен Ки­евской Руси с русской народностью XIV-XVI вв. Отмечая, что формирова­ние народности есть закономерное явление, свойственное периоду ранне­классового общества, П. Н. Третьяков определяет народность как предше­ственницу нации, историческую общность, сложившуюся из различных племенных групп на основе экономических связей в эпоху разложения пер­вобытнообщинных отношений и распада родоплеменного строя, воз­никновения классового общества и государства. В формировании древне­русской народности заметную роль сыграло образование и развитие Древ­нерусского государства. Говоря об этапах складывания древнерусской народности, П. Н. Третьяков относит процесс формирования древнерусской народности к рубежу I и II тысячелетия н. э., но начало его возводит к более раннему времени. Зачинателями древнерусской народности он считает создателей и носителей зарубинецкой культуры, которые господствовали в лесостепном Приднепровье и в Полесье, на Нижней Десне и на Сейме со II в. до н. э. и до II в. н. э. Отсюда они продвинулись в Верхнее Поднепровье. Поглотив и ассимилировав восточных балтов, из Верхнего Поднепровья они устремились на север, северо-восток и на юг, в Среднее Придне­провье. Это были предки летописных племен полян, словен, кривичей, вя­тичей, северян, в формировании которых заметную роль сыграли балты. Иного, западного, происхождения дреговичи, древляне, волыняне. Говоря о племенах Повести временных лет, П. Н. Третьяков определяет их как «тер­риториально-политические союзы», а не племена в собственном смысле слова. Они являлись «примитивными народностями, или „народцами", на­ходящимися на разных уровнях консолидации и мало-помалу поглощаемыми складывающейся древнерусской народностью». Первичное ее ядро сложилось в Среднем Поднепровье, куда славянские племена, ассимилиро­вавшие балтов, проникли с севера, из Верхнего Приднепровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11