Советская историография древнерусской народности
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народности
Страница 4

Д. С. Лихачев, исследуя процесс возникновения русской литературы, затронул некоторые аспекты, связанные с древнерусской народностью. Он полагает, что «с развитием феодального строя и распадом отношений родо­вого общества определился переход от восточнославянских племен к еди­ной древнерусской народности». При этом «процесс образования древне­русской народности начался, по-видимому, задолго до появления раннефео­дального древнерусского государства. Внешним проявлением этого процес­са складывания восточнославянских племен в древнерусскую народность являлось возникновение у них различных политических объединений, как, например, государственного объединения дулебов и др.». Д. С. Лихачев говорит о языковой, экономической, территориальной, психической и куль­турной общности древнерусской народности. Но, в отличие от нации, пе­речисленные элементы общности древнерусской народности не были ус­тойчивы." Отмечая тот факт, что русская литература XI—XIII вв. выросла «на единой основе древнерусской народности», Д. С. Лихачев подчеркива­ет, что литература, в свою очередь, «способствовала сложению этой народ­ности, создавая ту общность культуры, которая является одним из необхо­димых признаков образования народности, а затем и нации».

В 1954 г. наша страна отмечала трехсотлетие воссоединения Украины с Россией. К празднованию были опубликованы тезисы ЦК КПСС, где го­ворилось: «Русский, украинский и белорусский народы ведут свое проис­хождение из единого корня — древнерусской народности, создавшей древ­нерусское государство — Киевскую Русь». Интерес ученых к проблеме древнерусской народности активизировался. Вышло в свет несколько работ на эту тему, написанных М. Н. Тихомировым, А. И. Козаченко, В. И. Довженком и др.

Статья М. Н. Тихомирова носила название «Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов». Большое значе­ние в деле формирования древнерусской народности М. Н. Тихомиров при­давал экономическим связям и сознанию единства Руси и русских. Вместе с тем он указывает на общность языка и территории как на характерные при­знаки древнерусской народности.

Что касается В. И. Довженка, то он уже в 1953 г. выступил с докладом «К вопросу о сложении древнерусской народности», где замечал, что вре­менем формирования народности является период разложения первобытно­общинного строя и перехода к классовому обществу. По убеждению В. И. Довженка, этническая общность восточных славян середины I тыся­челетия н. э., т. е. эпохи антов, «не была еще народностью». Киевское госу­дарство сыграло определенную роль в формировании древнерусской на­родности, но в основе ее лежала культурная и этническая общность. В. И. Довженок полагает, что единство древнерусской народности было нарушено не феодальной раздробленностью, а татарским нашествием. Однако в более поздней статье В. И. Довженок относит начало образования древнерусской народности именно ко временам антов.

Данью времени выглядит утверждение В. И. Довженка о том, что «во­прос о сложении древнерусской народности является новым» и будто бы «постановка его стала возможной только после выхода в свет труда И. В. Сталина по языкознанию». Что вопрос о древнерусской народности отнюдь не являлся новым и поставлен был в нашей советской исторической науке до 1950 г., свидетельствует, хотя и косвенно, сам В. И. Довженок, полемизируя с В. В. Мавродиным, работы которого о древнерусской на­родности были опубликованы за пять лет до дискуссии о языке.

Первый опыт дать историографию древнерусской народности пред­принял А. И. Козаченко. Он отметил, что В. В. Мавродину принадлежит первенство в постановке вопроса о древнерусской народности. По словам А. И. Козаченко, древнерусскую народность характеризуют общность язы­ка (при этом в его формировании большую роль сыграл язык письменно­сти), территории, которая в значительной мере была обусловлена образова­нием Древнерусского государства, а также общность экономическая, рели­гиозная и сознание единства всех русских людей. Формирование древнерус­ской народности А. И. Козаченко подразделяет на три этапа: 1) V1I-IX вв. — период образования и начала развития древнерусской народности; 2) X— первая половина ХШ в. — расцвет древнерусской народности; 3) вторая по­ловина ХШ в. — распад древнерусской народности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11