Советская историография древнерусской народности
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народности
Страница 3

Первая постановка вопроса о древнерусской народности имеет место в работах В. В. Мавродина. В монографии «Образование Древнерусского го­сударства» (1945 г.) автор пишет о древнерусской народности прежде всего народность слились все восточнославянские племена, он выделил и харак­терные для древнерусской народности единство языка, территории, культу­ры, психического склада, сознание единства всех русских. В книге о Древ­нерусском государстве, в которой целая глава (VII) названа «Древнерусская народность», он писал, что одним из важнейших явлений, связанных с Киев­ской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, явля­ется складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени, этнической категории первобытного общества, вместе с ут­верждением на Руси феодальных отношений приходит иная, более совер­шенная этническая категория — народность. С течением времени в древне­русскую народность слились все племена и территориально-этнические объ­единения восточных славян. Эти же соображения высказывались им в лек­ции, прочитанной в 1957 г. в Ленинградской партийной школе.

Значительное воздействие на изучение древнерусской народности ока­зали открытая «Правдой» дискуссия по вопросам языкознания и публика­ция работы И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Появление этой работы наложило резкий отпечаток на характер изучения специали­стами проблем истории древнерусской народности. Догматическое следо­вание сталинским положениям на некоторое время парализовало твор­ческое исследование вопроса древнерусской народности. Были предприня­ты усилия рассматривать их в свете высказываний И. В. Сталина о развитии языка и складывании наций.

В первую очередь здесь необходимо упомянуть труды Б. А. Рыбакова. В одном из них автор определяет народность как этническую общность эпохи формирования рабовладельческого или феодального общества, воз­никшую на основе давнего языкового родства. Признаками народности он считает общность языка (при наличии диалектов), территории, культуры, хозяйственной жизни и наличие экономических связей. Древнерусской на­родности предшествовала единая славянская народность II—IV вв. н. э., ко­торой принадлежит Черняховская культура. Русская (древнерусская) народ­ность начала обособляться и формироваться на востоке Среднего Придне­провья в V-VII вв. В IX-X вв. «завершился ранний период формирования древнерусской народности», который был закреплен образованием Древне­русского государства.

Затем выходит новая работа Б. А. Рыбакова «Проблема образования древнерусской народности в свете трудов И. В. Сталина». В этой статье ав­тор повторил определение древнерусской народности, сформулированное им ранее, уточнив его характеристикой экономических связей, изображае­мых в форме, присущей феодальному хозяйству. Он говорит о формирова­нии древнерусской народности в X-XI вв. лишь после того, как оконча­тельно исчезли летописные племена. Б. А. Рыбаков уточняет и само наиме­нование народности, рекомендуя «во избежание путаницы» называть ее не «русской», а «древнерусской». Развивая свою мысль о превращении вос­точных славян в народность на востоке Среднего Приднепровья в V-VII вв., автор высказывает предположение, согласно которому ядром древ­нерусской народности IX-X вв. явился союз восточнославянских «племен руси» VI—VII вв. Дальнейший ход этой мысли имел место в статье Б. А. Рыбакова «Древние русы», опубликованной в 1953 г. В ней воспроиз­водится прежнее определение понятия «народность», подчеркивается роль Древнерусского государства в укреплении единства древнерусской народ­ности. По мнению Б. А. Рыбакова, началом складывания древнерусской на­родности следует считать VI-VII вв., а оформлением ее — IX-X вв. Зачатки этого процесса отложились в так называемых «древностях русов» («древно­стях антов» А. А. Спицына) на востоке Среднего Приднепровья.

Одновременно с Б. А. Рыбаковым по вопросам истории древнерусской народности выступил А. Н. Насонов, который подчеркивал огромную роль в формировании восточнославянской или древнерусской народности поли­тического фактора— появления Древнерусского государства, слившего воедино северную и южную группы восточнославянских племен. В моно­графическом исследовании, посвященном изучению образования тер­ритории Древнерусского государства, А. Н. Насонов замечает, что в данном исследовании он не рассматривает сюжет о древнерусской народности, сложившейся примерно в VI-XI вв., но сама формулировка, высказанная им, дает основание считать, что для обозначения восточных славян эпохи Киевской Руси автор принимает термин «древнерусская народность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11