«От Адама до Гостомысла»
Страница 1

Русские летописи начинают свой рассказ от Адама, прародителя всех людей.

Адам — первый на Земле человек, созданный самим Богом из глины. И вдохнул в него Господь душу, и ожил Адам. Из его ребра была создана Ева — первая в мире женщина.

Прожил Адам 930 лет и умер. Похоронен он на холме Голгофе, на месте, которое раньше называли Раем, в XIV веке — Пожаром, а ныне — Красной площадью. Сохранилась могила Адама и до сего дня — напротив Храма Небесного Иерусалима. Это так называемое Лобное место, то есть место, где лежит лоб (череп) Адама.

Само слово «голгофа» переводится как «череп», по-старорусски «лоб». Отсюда и название Лобное место, что является переводом слова «голгофа».

Каждый москвич может хоть ежедневно приходить в Рай и видеть «могилу первого в мире человека». Правда, самого холма Голгофы уже не существует — сровняли с землею, дабы не мешал проводить парады. Под горкой течет река, в рождественские праздники там прорубали огромную прорубь, которая называлась Иорданью (как известно, в Иордани Иоанн Креститель крестил Иисуса, распятого впоследствии на Голгофе). Ограда могилы Адама уже не та, что была на ней непосредственно после смерти Адама. Лобное место в настоящем виде соорудили лишь в 1598 году. Рис 1. Красная площадь. Лобное место. С гравюры XVIII века.

Рис 1. Красная площадь. Лобное место. С гравюры XVIII века.

На русских иконах и крестах часто можно видеть «крест на Голгофе» и по краям буквы «МЛРБ» — «Место лобное Рай бысть».

На лобном месте лбов не брили и голов не рубили. Лобное место — церковная святыня.

А вот как излагает этот период русской истории Яков Рейтенфельс.

«Русские летописи говорят, что Московскому государству было положено начало позднее близ Новгорода Великого, Белой Церкви и Изборска братьями-варягами: Рюриком, Синеусом и Трувором. Из них Рюрик избрал местопребыванием царя город Ладогу и Ладожское озеро, Святослав же перенес отсюда столицу всего государства в Переяславль.

Впрочем, далеко не безосновательно мнение, что этим городам предшествовал Киев, так как не припомнят никакого другого города, более древнего. Кий, царствовавший, по словам Кромера, в 800 году, считается, как это вообще принято, его основателем. По-видимому, город существовал еще задолго до него, но, после того как Кий чрезвычайно украсил его, он очень долго был местопребыванием первых русских князей, хотя с некоторым перерывом, когда находился последовательно во власти литовцев и поляков.

Высится этот город над Борисфеном на расстоянии 30 миллиариев от Понта и блаженствует от обилия рыбы и богатых урожаев плодов — полевых и древесных. Жители его некогда были до того привержены к утехам любви, что девочки на восьмом году жизни уже бесстыдно занимались прелюбодеянием. В настоящее время они исправились от этого порока и усердно предаются плаванию и гребле на веслах.

О том, что Киев служил местопребыванием царей, свидетельствуют множество преданий, их памятников, а также и развалины храмов и дворцов. Он делится на старый и новый город; последний, весьма мало населенный, расположен наверху горы, подошву которой омывает Борисфен, и, кажется, те сухие поля, что находятся внизу, были некогда морем, ибо местами на них находят якоря. Новый город заключает следующие замечательные древние храмы: храм Святой Софии, который знаменит своими мозаиками и царскими надгробиями; Святого Василия, с греческими надписями, вырезанными на мраморе 1400 лет тому назад, но все-таки еще не вполне стершимися от времени; и Святого Златоверхого, названного так от позолоченных железных листов, в котором поклоняются мощам святой Варвары, покоившимся здесь, по словам русских, со времен Никомидийской войны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10