Владимир и его братья
Страница 15

Введение христианства значительно укрепило власть киевского князя, ускорило процесс объединения русских земель вокруг Киева.

Город становится самым многолюдным и богатым во всей Руси, а Владимир удостаивается звания «каган земли Русской».

В летописях подробно освещается главным образом «языческий» период жизни Владимира, что создает впечатление, будто после «крещения Руси» он отстраняется от активной государственной деятельности. Но это не так. Наоборот, последнее десятилетие жизни Владимира Святославича — это время войн, тревог и огорчений. В начале 900-х годов Владимир перебрался в сельцо Берестово, что находилось неподалеку от Киева, и обосновался в замке, сделав его своей резиденцией. С этого времени он, по сути, занялся защитой рубежей государства от нападений печенегов и поляков.

О последних годах жизни Владимира чрезвычайно мало сведений в летописях, завершается рассказ о великом реформаторе описанием обстоятельств смерти и похорон князя. В конце 1014 года Новгород категорически отказался выплачивать Киеву ежегодную дань. Это было равнозначно объявлению войны. Владимир немедленно начал готовиться к походу на Новгород, приказав расчищать пути и мостить мосты, но неожиданно в июле 1015 года разболелся, «в этой болезни и умер 15 июля». Рис. 55. Князь Владимир и княгиня Ольга. Из книги Schleusing G. A. Lareligion

Рис. 55. Князь Владимир и княгиня Ольга. Из книги Schleusing G. A. Lareligion ancienne et moderne de moscovites. Amsterdam, 1698.

Никто из историков не обошел вниманием славного князя Владимира. Многие страницы «Повести временных лет» посвящены его личности. Нестор описывает военные походы, пышные пиры и, конечно, духовное прозрение Владимира при выборе веры и крещение Руси. Анализ «Повести…» проведен А. А. Шайкиным. На основании летописи автор составил описание жизни князя, приводя всевозможные версии и делая соответствующие выводы: «В жизнеописании Владимира видно композиционное строительство летописца, противопоставляющего языческую и христианскую половины жизни князя… Однако всюду просвечивает облик языческого князя — мужественного и трусливого, хитрого и щедрого, коварного и великодушного».

Народные предания и легенды, дружинные песни и былины, связанные с именем Владимира, представляет Н. Ф. Котляр. Былинные сказители зовут князя — Владимир Красное Солнышко, главную заслугу которого видели в защите родной земли от хищных кочевников-печенегов.

Крупнейшие представители русской историографии XIX века H. М. Карамзин и С. М. Соловьев восторженно отзывались о князе. H. М. Карамзин считал, что, крестившись, Владимир переродился и стал мудрым и человеколюбивым правителем. С. М. Соловьев приписывает все заслуги широкой душе князя, а ошибки и жестокость — молодости и неопытности.

Мнение предшественников поддержал Д. И. Иловайский, который пишет, что в начале своего правления Владимир был ревностным язычником, отличался жестокостью и склонностью к многоженству. Введя христианство, князь изменил политику государства и изменился сам. Из современных историков такую точку зрения разделял Ю. Ф. Козлов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27