Советские историки о смердах в киевской руси
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советские историки о смердах в киевской руси
Страница 14

Мы полностью согласны с мнением Л. В. Черепнина, что «сущест­вующие в литературе точки зрения на смердов как на свободных общинни­ков или как на все древнерусское крестьянство не подтверждаются источ­никами». Нам кажется также правильным выделение смердов в отдель­ную группу сельского населения, зависимую сперва от государства, а по­том — от вотчинников. Но мы иначе видим пути возникновения этой зави­симости и основу, на которой она сохранялась и развивалась. И в данном случае никак нельзя поддержать концепцию Л. В. Черепнина, по которой в Киевской Руси земля в результате окняжения находилась в верховной соб­ственности государства, а конкретнее— князя. И уже попросту оши­бочным является отождествление смерда, сидящего на окняженной земле и уплачивающего дань-ренту, с крестьянином-аллодистом. Аллод, насколько известно, есть свободно отчуждаемая частная земельная собственность. Смерд, изображаемый Л. В. Черепниным, живет не на своей, а на государ­ственной земле. Он, следовательно, не аллодист, а зависимый держатель.

Сравнительно недавно с новой версией истории смердов на Руси высту­пил Б. А. Рыбаков. Рассмотрев соответствующие документальные данные, он пришел к заключению, что эти данные не позволяют присоединиться к мне­нию Б. Д. Грекова, который под смердами подразумевал всех крестьян-общинников, как свободных, так и зависимых. Сведения о смердах и кме-тах (последние отождествляются автором со смердами), почерпнутые из ис­точников XI-ХII вв., убедили Б. А. Рыбакова в том, что «смерд — прежде всего сельский житель, землепашец, а во вторую очередь воин; кметь — ис­полнитель княжеских поручений, требующих вооруженной руки; он мог вес­ти свое хозяйство, но мог и кормиться за счет княжеской „милости", сближа­ясь с „милостником" ХII в. или с гриднем, более связанным с княжеской гридницей». Б. А. Рыбаков принимает смердов за свободных людей, близко стоящих к князю. Правда Ярославичей и Устав Мономаха дали ему основа­ние сделать насчет смердов следующие выводы: «1. Смерды не являются членами общины-верви, которых источники называют „людьми", а не смер­дами. 2. Смерды лично свободны и четко отделены от холопов. В отличие от холопов преступники из среды смердов платят князю штраф-продажу. 3. Неприкосновенность личности смерда ограждена „княжьим словом", а по размерам компенсации „за муку" смерд приравнен к огнищанину. 4. Смерд располагает каким-то владением (в составе которого есть кони), перехо­дящим, как правило, по наследству, но в случае отсутствия сыновей отписы­ваемым на князя. 5. В названных источниках нет никаких прямых данных о задолженности смердов, о продаже смердов в рабство и о бегстве смердов со своего места. 6. Смерды связаны с князем; нет ни одной статьи или дополни­тельной приписки о боярских смердах, хотя Устав Мономаха содержит не­сколько приписок типа „такоже и за бояреск"».

Перейдя от Правды Ярославичей и Устава Мономаха к другим видам источников, Б. А. Рыбаков с их помощью определяет местопребывание смердов Х1-ХИ вв. Оказалось, что смерды жили в княжеских селах, тогда как в весях обитали «крестьяне-общинники», «люди» Русской Правды, объ­единенные в верви. Однако иногда в виде исключения в селах встречались смерды, а также изгои и «какая-то челядь». Впрочем, «смерды, как и кре­стьяне-общинники, живут в селах и пашут землю». Вместе с тем смерды проживают в погостах «или подле них». Эти определения, как видим, носят разноречивый характер.

Взору Б. А. Рыбакова открылась «военная сущность» смердов, готовых в любой момент выступить в поход. Надо сказать, что эта «военная сущ­ность» становится проблематичной, если учесть, что смерды, по его словам, «во-первых, пахари, живущие в селах, земледельцы, пашущие на конях, хра­нящие снопы на гумне, имеющие семью. Во-вторых, они— в экстренных случаях— конные воины, без участия которых немыслим поход в половец­кую степь». Поскольку смерд, в первую очередь пахарь, а во вторую — воин, то вряд ли возможно определять сущность смердов как военную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20