Советские историки о смердах в киевской руси
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советские историки о смердах в киевской руси
Страница 18

Социальное положение смердов XI—XII вв. изучалось в последнее вре­мя не только на общерусском, но и региональном материале.

Новгородскими смердами занимался В. Л. Янин, рассматривая их с по­зиций, близких к концепции Л. В. Черепнина. «Наиболее значительным до­кументом», позволяющим уяснить статус смердов в Новгородской земле, он считает Жалованную грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймо-нову монастырю 1134 г. «Важнейшей содержащейся в этом документе ин­формацией является фиксированная в нем необходимость князю Изяславу обращаться к Новгороду с просьбой о предоставлении ему земельного уча­стка для последующего пожалования, причем в состав этого участка входят не только село и поля, но и смерды. Грамота, следовательно, недвусмыс­ленно утверждает, что верховным распорядителем земельного фонда, не входившего в состав княжеского домена, было государство, решением ко­торого участок черных земель мог быть превращен в вотчину. Иными сло­вами, фонд черных земель на этом этапе предстает перед нами в виде кор­поративной собственности веча». Следовательно, смерды, по В. Л. Яни­ну, — государственные крестьяне, живущие на черных землях, находящих­ся в корпоративной собственности веча, бывшего органом власти новгород­ского боярства.

Галицкие смерды привлекли специальное внимание С. С. Пашина. Указав на плен как на весьма важный источник пополнения рабочей силы во владельческих хозяйствах, историк пишет: «Частновладельческие села и невольничьи рынки не могли поглотить всей массы захваченных в междо­усобных войнах пленников. Немалая часть их была посажена князьями на землю на редкозаселенных окраинах Галичины и таким образом превра­щена в смердов».

Наш обзор советской историографии, посвященный проблеме древне­русских смердов, исчерпан. Суммируем его результаты.

Среди советских историков нет единого мнения относительно соци­ального положения смердов в Киевской Руси. Одни исследователи считают смердов свободными людьми. При этом большинство специалистов при­числяет их к свободным крестьянам-общинникам. Но существует и другое мнение, по которому смерды, будучи лично свободными, представляли со­бой особую группу древнерусского населения, близко стоявшую к князю и находившуюся под княжеской защитой и опекой. Являясь княжескими людьми, они, согласно этому мнению, находились между свободным кре­стьянством и низшим разрядом свободного княжеского министериалитета.

Многие ученые под смердами имеют в виду всех крестьян Руси: и сво­бодных и зависимых. Наконец, немало и таких историков, которые усмат­ривают в смердах отдельную категорию зависимых земледельцев, причем их зависимость одни наблюдают только по отношению к государству и князю, а другие — к частным владельцам вообще: князьям, боярам, духов­ным чинам.

Различие суждений по смердьему вопросу обусловлено чрезвычайной скудостью данных, проливающих свет на историю смердов в Древней Руси.

Общим достижением советских исследователей стал принцип, тре­бующий исторического подхода при изучении смердов, т. е. в контексте общественного развития Древней Руси.

Опираясь на этот принцип, выскажем собственные соображения.

Проделанный нами анализ источников, сообщающих о смердах, по­зволяет сделать вывод о том, что на Руси XI-XII вв. смердами нередко на­зывали побежденные («примученные», по тогдашнему выражению) ино­язычные племена, обязанные данью победителям. Говоря условно, это — «внешние смерды», не входившие в состав населения древнерусских зе­мель-государств, обложивших их данью. Следовательно, дань, уплачивае­мая ими, являлась не феодальной рентой, а была в известном роде конт­рибуцией, поэтому таких смердов нельзя считать феодально-зависимыми. Они — свободные люди, объединенные в общины. Поскольку внешние смерды не входили в состав населения Древней Руси, то факт их свободы не может быть показателем характеристики ее внутренних социально-экономических связей. Полагаем, что происхождение внешних смердов уходит в предшествующее время, что они представляли собой первичную группу смердов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20