Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историков
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историков
Страница 11

Помимо зависимого от феодала сельского населения, термин «челядь» в XII в., согласно М. Б. Свердлову и вопреки его предшествующим утвер­ждениям, обозначал пленников. На это авторское противоречие обратил внимание А. А. Зимин. Он также указал на субъективные оценки в статье М. Б. Свердлова.

В другой своей работе о челяди и холопах в Древней Руси М. Б. Сверд­лов усматривает в челяди Х-ХIII вв. «широкий круг зависимого населения, связанного с господским владением», а в холопах XI—XIII вв. — людей, на­ходящихся в «личной крепостной зависимости», феодальной по суще­ству. Подобные высказывания содержатся и в его книге «Генезис и структура феодального общества в Древней Руси».

Итак, в вопросе о челяди на Руси Х-ХIII вв. М. Б. Свердлов повторяет мысли Б. Д. Грекова, не выдвигая каких-либо новых принципиальных по­ложений. Более самостоятельной на первый взгляд может показаться по­пытка автора оспорить принадлежность древнерусских холопов к рабству. Однако при внимательном изучении соответствующей исторической лите­ратуры становится очевидным, что соображения М. Б. Свердлова сты­куются с представлениями А. П. Пьянкова, доведенными, впрочем, до крайности.

К истории челяди и холопов в Киевской Руси снова возвращались А. А. Зимин, В. В. Мавродин, Л. В. Черепнин, А. П. Пьянков.

Еще в 1965 г. А. А. Зимин выступил с интересной и ценной статьей на эту тему. Затем в 1973 г. он опубликовал монографию «Холопы на Руси» — капитальное исследование, где ученый подвел итог своим изыска­ниям в области истории рабства на Руси, а также обобщил достижения оте­чественной историографии, наметив при этом собственные пути исследова­ния этой важной проблемы. В работе А. А. Зимина развернута конкретная и детальная картина развития холопства от эпохи антов до Русского центра­лизованного государства конца XV в. В ней институт холопства показан во всем многообразии его форм и функций. Предшественники А. А. Зимина, рассматривая древнерусское холопство, давали, как правило, общую харак­теристику положения холопов за весь период существования Киевской Ру­си. Исправляя этот недостаток, исследователь стремился раскрыть «дина­мическую картину, показать, как постепенно изменялся правовой статус и хозяйственное положение челяди, холопов на протяжении нескольких сто­летий древнерусской истории».

«Челядь на заре Древнерусского государства» — глава, которой от­крывается книга. В ней говорится о патриархальном рабстве у восточных славян VI — первой половины IX в. и о челяди при первых Рюриковичах. С помощью разнообразных источников (византийских, восточных, западно­европейских, древнерусских) А. А. Зимин показывает развитие рабства в древнейшие века отечественной истории. Памятники, привлекаемые им, со всей определенностью свидетельствуют о наличии рабов еще у склавинов и антов. Обращает внимание одна особенность: рабы у антов и склавинов «рекрутировались исключительно из пленников-рабов, а не за счет рас­слоения славянского общества». Значит, «источником рабства у славян бы­ли войны с соседями». Это наблюдение А. А. Зимина весьма убедительно. Столь же справедливой представляется и другая мысль, согласно которой пленники попадали к славянам в патриархальное рабство. Высказав эту мысль, А. А. Зимин идет дальше, стараясь определить момент ликвидации патриархального рабства на Руси. По его словам, «развитие классовых от­ношений положило конец патриархальному характеру рабовладения». Ру­бежом тут оказалась вторая половина IX-X вв., когда произошло «пере­ключение внимания на челядь — собственность отдельных лиц в противо­положность общинному патриархальному рабовладению».

А. А. Зимин отметил, что восточные писатели молчат о работорговле славян и русов. Отсюда вывод: славяне принимали «участие в работорговле в качестве „страдательного" элемента, как объект продажи, товар-добыча, захваченная чужеземцами». Так продолжалось вплоть до X в., когда Русь приступила к массовой торговле рабами.

X столетие характеризовалось не только развитой работорговлей, но и возникновением новых веяний в самом рабовладении. Именно тогда «скла­дывается неизвестное ранее правило обращения свободных соплеменников в рабов». Рабов начинают эксплуатировать в вотчине. Использование

рабского труда в хозяйстве А. А. Зимин связывает с процессом оседания дружины и князей на землю.

В XI в. наступает перелом, поскольку освоение земли, едва наметив­шееся в предшествующее время, «получает интенсивное развитие и требует немедленного решения вопроса о рабочей силе, так как прежнее использо­вание труда челяди перестает удовлетворять запросы развившегося земле­дельческого производства». В итоге происходит трансформация челяди: рабство перевоплощается, превращаясь в крепостничество. Переход хо­лопов в разряд крепостных нашел отражение в появлении особых терминов «смерд» и «рядович».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16