Образование Киевской Руси и ее государственности. (Времена до князя Кия и после него)
Книги / Образование Киевской Руси и ее государственности. (Времена до князя Кия и после него)
Страница 57

Наконец, есть еще один вопрос, а именно: что представляли из себя Причерноморские степи? Это была в полном смысле этого слова «большая дорога народов». По ней шли волны кочевников, уничтожая засидевшихся предшественников, избивая их самих, вырезая семьи и захватывая бесхозные стада. Затем новые хозяева успокаивались каждый в своем «улусе». Проходило лет пятьдесят-сто, а иной раз и больше, как снова появлялись завоеватели и сметали предыдущих, как те делали с их предшественниками. И так без конца! Русы лесостепи, все это видевшие, оставались на своих местах и на юг не шли. Они не хотели подвергаться участи несчастных завоевателей, становившихся побежденными.

Следующий сказ Кобзаря Олексы описывает, как нельзя лучше, конец Князя Кия. А прiйшолъ часъ Князю Kiю вмерети,

И сказалъ онъ рано утромъ: «Въ полудень помру днесь!

Обрядите меня во все чистое, Положите на дубову лавицу,

Дайте въ руку свечу горящую, Зажгите лампаду большую,

И скажете людямъ, чтобъ тихо было, Чтоб не кричали они, не ездили.

Та не плачьте при мне, не горчите душу! Коли дитя родыться, въ крови оно,

И коли сорочка его выйдетъ, Въ землю ее зарываютъ.

Такъ ото-жъ, неведомо ему, Чи родився онъ, чи померъ уже!

И каждый, кто рожденъ, померти долженъ!» Такъ сказалъ Князь Кiй, и стали рядить его,

Обмыли его тело травянымъ наваромъ, Одели во все чистое, въ рубаху белую,

Надели штаны простые, изъ тканины, Сделали все, какъ онъ хотелъ.

И пришла смерть Князю Kiю, Стала въ ногахъ съ косою,

И кругомъ ложка его воины встали, Острiя мечей и копiй наружу направили.

Берегутъ Князя Кiя они, смерть отгоняютъ, А смерть засмеялась, въ комарика обратилась,

Подлетала, ужалила, Княжу душу взяла! Не помогли ему ни храбрые лицари,

Ни воины смелые! Умеръ Kiй. Преставился! Приложился до петрiвъ, до отцевъ своихъ!

И встала в небе туча великая, Пыхонула блискавиця яростная,

Ударилъ Громъ Гремячiй, Зашумелъ Дубъ ветками могучими,

И пошла туга великая по всей Земле. Заплакали все, отъ мала до велика.

Заржалъ Конь белый Княжескiй горестно! Заржали все кони Боевые.

Бо не будетъ уже Князя Кiя на свете! Загудела Земля-Мать Сырая сама,

Бо не будетъ Князь Кiй ее попирати, На ворога по ней скакати!

Загудело било три кратъ въ Kiеве, Преклонились деревья горестно,

Зашумела трава, зашелестела, Зоставился Буй-Туръ въ степи,

Задумался, пожалелъ, что не будетъ Кiя, Не прискачетъ онъ на него съ охотой!

Прабка Варвара сказала, что последние слова Князя Кия были: «Тяжко мне умирати! Тяжко Русь покидати! И что она, Русь, Киевская Земля, делать будетъ? Слухайте, люди мои! Не трогайте дубовъ на полдень отъ насъ и стерегите крепко степную дорогу! Придетъ врагъ сильный и многочисленный. Бейте въ било и уходите въ леса. И чтобъ каждый Русъ телегу сготовилъ, добро на ней держалъ, да какъ услышитъ било, чтобъ не ждалъ ни минуты, уходилъ бы на полночь!»

Старые предания о Князе Кие неодинаковы и имеют много вариантов. Однако, все эти варианты сходятся и говорят об одном и том же и противоречий не возбуждают. Многочисленные подробности, затронутые в сказах о Кие-Князе, доказывают, что дело идет о живом человеке и о любимом Князе.

Обращает внимание его любовь к простоте: он просит, чтоб его помыли перед смертью и одели во все чистое — простую белую рубаху, штаны из тканины, и положили бы его на лавице со свечой в руках. В сказе упоминается Дуб, Гром, Блискавица, Мать-Сыра Земля, Буй-Тур. Все это — атрибуты Сварога.

В те времена не было ни «подоб» (фигур), ни икон. Бога символически представляли предметами: снопом, кием, колодой, ягненком, кругом (коло) и перечисленными выше символами. Мать-Сыра Земля представляла Союз Неба-Суры (Солнца) и Земли. Значение «сырой» — влажный пришло позже. В те времена Сыра, или Сура, обозначало «солнечный», «Солнце» и Перун—Яро—Хорос—Купала—Рудый—Дажбо.

В этом повествовании, таким образом, мы видим религиозную сторону смерти Князя Кия. Он верил в Славянские Божества и жил по их законам. Разумеется, такой большой человек, как Князь Кий, не мог быть другим. Это был высокоморальный человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58