Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографии
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографии
Страница 24

Подводя итог своему исследованию, авторы отмечают, что «наряду с русско-арабской торговлей (на дирхемы) с Багдадским халифатом и госу­дарствами, возникшими после его распада, развивается все более тесное торговое сближение Руси с другими державами Европы; оно отмечено ак­тивным торговым балансом и притоком иностранной валюты — денариев, брактеатов и, наконец, серебряных слитков-марок (гривен). Ареал, состав и размах этой торговли позволяют говорить об ее большом влиянии на то­гдашнюю международную экономику»."

Позднее появляются новые исследования о внутренней и внешней тор­говле Руси. Продолжается изучение торговых путей, связывавших Древ­нюю Русь с зарубежными странами. Рассматриваются отдельные направ­ления торговли Руси, в частности, русско-скандинавские торговые отноше­ния. Много внимания уделяли наши ученые рыночным связям различных городов и земель: Киева, Смоленска и Смоленской земли, Новгорода,Земли вятичей, Полоцка и других городов Полоцкой земли, Новогрудка и пр. Была дана характеристика и торговле на Руси в целом.

Таким образом, советские исследователи проделали огромную работу по изучению ремесла и торговли в Киевской Руси. Значение этой работы трудно переоценить.

Ныне мы располагаем наиболее полными, чем когда .бы то ни было, знаниями о ремесленных занятиях древнерусских людей. Главную роль в их накоплении сыграла археология. Теперь можно утверждать, что ремесло в Киевской Руси представляло (разумеется, для своего времени) высокоразви­тую и совершенную отрасль экономики. Изделия древнерусских ремеслен­ников не уступали продукции иноземных мастеров, а в некоторых случаях были лучшего качества. Недаром немецкий монах Теофил восторженно го­ворил о том новом, что «изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Высокие достижения ремесленного производства на Руси Х-ХП вв. бесспорны. Это твердо установлено современной наукой.

Существенные результаты получены в области исследования внутрен­ней и внешней торговли в Киевской Руси. Как и в примере с ремеслом, све­дения по истории торговых связей поставляла в первую очередь и преиму­щественно археология. Многочисленные археологические данные, собран­ные и обработанные советскими учеными, говорят об оживленной торгов­ле, которую вели между собой городские и сельские жители. Они также свидетельствуют о значительном взаимном товарообороте различных горо­дов и земель Древней Руси. Весьма разветвленными предстают в трудах историков и археологов внешнеторговые связи Руси. Благодаря этим тру­дам яснее выявилась ведущая роль торговли с Востоком в ранний период русской истории, было развеяно ошибочное представление о свертывании торговых операций Киевской Руси с восточными странами в XI в. В совре­менных исследованиях всесторонне рассмотрена торговля Руси с Византией, а также с Западной Европой в Х-ХШ вв. Есть основания полагать, что внешняя торговля затрагивала не только верхушку древнерусского общест­ва, но и рядовое население

Итак, достижения советской науки в изучении сельского хозяйства и промыслов, ремесла и торговли в Киевской Руси весьма внушительны, они впечатляют.

Остаются, конечно, и спорные проблемы. Это— закономерно В за­ключение хотелось бы задержаться на двух таких проблемах, связанных с историко-социологической интерпретацией развития ремесла и торговли.

Одна из них заключается в том, какое влияние оказывало выделив­шееся ремесло на социальную структуру восточного славянства и Древней Руси. Мы видели, что у восточных славян отдельные отрасли ремесленного производства обособились от сельского хозяйства, превратившись в само­стоятельные ремесла. Среди историков бытует мнение, согласно которому выделение ремесла стало мощным орудием разрушения первобытнооб­щинного строя на Руси. Действительно, отделение ремесла от земледелия, являясь вторым крупным, по терминологии Ф. Энгельса, разделением тру­да, способствовало переходу от варварства к цивилизации, от доклассового общества к классовому. Но действие этого фактора не было единовре­менным, прямолинейным и однозначным. Прежде чем стать разлагающим ферментом доклассовых отношений, выделившееся ремесло проходит ста­дию так называемого общинного ремесла, когда оно удовлетворяет нужды внутри общины. Яркой иллюстрацией здесь может служить индийская община, внутри которой происходил взаимный обмен услугами между зем­ледельцами и ремесленниками. На этой стадии общинного ремесла появляются мастера-профессионалы, обслуживавшие «всех членов общины в силу своей принадлежности к ней». Общинные ремесленники органиче­ски вписывались в традиционную социальную структуру и даже в опреде­ленной мере консервировали общинную организацию. Надо сказать, что подобные социальные организмы обладали исключительной живучестью. К Маркс писал: «Простота производственного механизма, этих самодо­влеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем . объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и ново­образованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Струк­тура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28