Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографии
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографии
Страница 28

По К Марксу и Ф Энгельсу, феодальная структура и организация всей страны — вот коренная причина возникновения цехов Между тем Киев­ская Русь еще не стала феодальной. Примерно до второй прловины X в в ней превалировали родоплеменные институты, а с конца X— начала XI столетий она вступила в переходный период от доклассового строя к клас­совому, который продолжался до Батыева нашествия Это было время за­рождения классов, начала складывания феодального общества Исследова­тель наблюдает лишь первые, слабо выраженные ростки феодализма. Этим и объясняется отсутствие прямых указаний источников на ремеслен­ные организации типа цехов западного средневековья Таких организаций на Руси XI-XII вв попросту не было

С учетом общественного развития Древней Руси и должна проводить­ся социальная классификация ремесла Когда у восточных славян отдель­ные виды ремесленной деятельности отпочковались в самостоятельные за­нятия, ремесло стало общинным и сохраняло это качество до распада родо-племенного строя. Довольно рано появляется владельческое, господское ремесло. Ведь в ходе многочисленных войн в плен могли попадать ре­месленники, которые обращались в рабство и делались собственностью восточнославянских князей и дружинников. Вероятно, ориентация общин­ного ремесла и господского была разной: первое удовлетворяло хозяйст­венные потребности, а второе — бытовые и, возможно, военные (изготов­ление оружия и боевого снаряжения).

По мере разложения родоплеменных отношений, общинное ремесло переходит в индивидуальное свободное ремесло, городское и сельское, до­полнявшее друг друга. Появление вотчины, сперва княжеской, а потом бо­ярской и церковно-монастырской (X-XI вв.), означало превращение гос­подского ремесла в вотчинное Это вотчинное ремесло было нацелено на удовлетворение не только бытовых, но и хозяйственных нужд древне­русской знати, поскольку сама вотчина являлась хозяйственным заведени­ем. Вотчинные ремесленники—по преимуществу рабы.

На Руси XI—XII вв. мы наблюдаем существование как свободного ре­месла (городского и сельского), так и вотчинного. Необходимо подчерк­нуть, что свободное ремесло играло в экономике Древней Руси несравненно более важную роль, чем вотчинное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28